Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Чистота на бумаге

Европейский опыт улучшения экологии в столице не прививается
23 октября, 2003 - 00:00

Перспективы, которые порой излишне эмоционально обрисовывали «зеленые» организации, вооружившись для пущей убедительности противогазом, похоже, обретают реальные очертания. К примеру, по данным Государственной гидрометеорологической службы Минэкоресурсов, в столице за 9 месяцев этого года в 14 случаях зафиксировано превышение в 6—9 раз предельно допустимого содержания двуокиси азота, в 12 случаях — окиси углерода в 6—13 раз. Если вспомнить, что в густо «населенной» промышленными предприятиями Восточной Украине этот показатель превышает норму в 4,5 раза, а в среднем по стране — в 3,5, то данные более чем тревожные.

Примечательно, что экология — именно та сфера, где Украина присоединяется почти ко всем европейским документам. Правда, многие эксперты утверждают, что нам хватает сил лишь на планирование и постановку целей. Когда же дело доходит до их реализации, наступает кризис. Подтверждает вышесказанное несколько показательных примеров из экологической жизни столицы. К примеру, в свое время немалые надежды возлагались на принятую Киевсоветом программу «Экология транспорта». Если кратко, то в ней было поставлено две цели: адаптировать горючее к западным стандартам и вынести за черту города большую часть грузовых и транзитных перевозок.

По первому пункту, надо сказать, сразу возникло слишком много «но». К примеру, прогнозируемой была реакция «бензиновых» компаний, которых бы обязали торговать газом в баллонах. А кроме того, появилась бы проблема, где разместить водородохранилища, способные обслужить 500 тысяч зарегистрированных в столице машин. Что же касается второго пункта, то здесь предлагалось несколько вполне реальных вариантов. Например, дабы «очистить» центральную часть города — ввести плату за проезд по центральным улицам и увеличить сбор за парковку. А кроме того, построить многоуровневые развязки. Все три пункта, как известно, в столичном генплане реконструкции значатся, но о датах начала работ пока умалчивают.

К слову, именно автотранспортный вопрос считается экологами основной болевой точкой. В крупных городах его лепта в общую загрязненность воздуха составляет 53%. Что же касается Киева, то, по данным городской санэпидслужбы, благодаря машинам ежегодно каждый житель столицы вдыхает 100 килограмм вредных веществ. В окрестностях оживленных магистралей (а именно на Крещатике, улице Саксаганского и бульваре Шевченко) уровень формальдегидов в воздухе превышает предельно допустимые показатели на 92%, диоксида углерода на 91% и пыли на 50%. В то же время, по оценкам Минздрава, люди, живущие в условиях загрязненной атмосферы, на 50% больше болеют инфекционными заболеваниями, на 26% — онкологическими, на 70% — бронхиальной астмой и на 76% — болезнями кровообращения.

Не секрет, что эта проблема — отнюдь не украинская особенность. Тем не менее, скажем, в немецких городах за постановкой цели снижения экологического вреда, наносимого автотранспортом, последовали конкретные действия с конкретными результатами. Для начала местные власти запретили использование бензина со свинцовыми присадками, и все новые автомобили там теперь должны соответствовать нормам по вредным выбросам. Помимо этого, Германии удалось добиться введения единых норм для производства горючего, отвечающего экологическим требованиям. И на повестке дня там сейчас стоит вопрос избавления от серы в составе горючего.

Следующий немаловажный экологический нюанс — правила «поведения» с отходами. Опять- таки, промышленной Германии удалось добиться того, чтобы мусор не только не сказывался на здоровье населения, а и приносил пользу. Разумеется, в данном случае речь идет о тщательной его сортировке и последующей переработке. Киев же, «вырабатывающий» ежедневно более 10 тыс. кубометров твердых бытовых отходов, сталкивается с перманентными вспышками эпидемий вблизи мусорных свалок. К примеру, в небольшом поселке Пирогово, несмотря на то, что свалка там уже не функционирует, люди продолжают болеть. Экологи объясняют это тем, что продукты распада захороненных здесь отходов под действием осадков превратились в фильтрат, тем самым сконцентрировав в себе очаги инфекций. Благая идея сортировки мусора в рамках эксперимента среди жителей 20 киевских домов закончилась печально. Привыкшие к европейским нормам обращения с отходами жители по истечении срока проекта столкнулись с забытой картиной: разноцветные контейнеры сменились объемными свалками возле домов.

Впрочем, для западных стран вышеперечисленные проблемы кажутся мелочью по сравнению с экологическим вредом, наносимым промышленными предприятиями. Киевские власти в данном вопросе предполагают поступить радикально: до 2020 года ликвидировать по меньшей мере 35 вредных производств и тем самым высвободить 120 га площади для жилого фонда. Европа, правда, действует иначе. При помощи штрафных санкций «грязное» предприятие вынуждают «очиститься». В некоторых странах даже практикуется схема, когда «экологическому вредителю» возвращаются средства, перечисленные им в природоохранный фонд. Естественно, если оно обязуется в определенные сроки сократить количество вредных для здоровья выбросов.

На Всеевропейской конференции министров экологии, которая проходила весной этого года в Киеве, обсуждалось создание в Украине реестра выбросов. Отечественные экологи согласились с тем, что в ближайшее время необходимо зарегистрировать «исходные» данные каждого производства (количество и качество его выбросов в окружающую среду), занести их в единый список и, самое главное, — сделать эти данные доступными любому гражданину.

Пока же на этой ниве сделан один шаг. На днях правительство Украины утвердило концепцию сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Министр экологии и природных ресурсов Сергей Поляков заявил журналистам, что под эту концепцию уже разработана программа. Говорить о конкретных суммах, необходимых для ее реализации, он пока не решился. Но зато сообщил, что «главной целью концепции является сокращение и ограничение выбросов соединений серы, азота, аммиака, легких органических соединений и твердых частиц, которые вызваны антропогенной деятельностью и переносятся в атмосферной среде на большие расстояния». Цели, как всегда, хорошие...

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ