Кто может сказать, почему очередное заседание комитета по вопросам экономического сотрудничества российско-украинской Межгосударственной комиссии, которую возглавляют главы государств, а комитет — главы правительств Дмитрий Медведев и Николай Азаров, состоялось за 180 километров от Москвы в провинциальной Калуге? Может быть, российское руководство таким образом пыталось ублажить нашего премьера, возбудив в нем ностальгические чувства по городу и стране, где он родился?..
Накануне заседания в российской прессе задавали вопрос: что это? И выбор был невелик: или поиски цивилизованной формы «бракоразводного» процесса России и Украины перед подписанием ассоциации Украины с ЕС, или последняя попытка найти новые формы сотрудничества. Недавняя (предпоследняя?) такая попытка закончилась, как известно, ничем. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов тогда заявил: «Российская сторона считает бессмысленным продолжение переговоров о перспективах одновременного участия Украины в зоне свободной торговли с ЕС и ТС».
Тем не менее, на этот раз в Калуге что-то все-таки родилось. Как сообщил журналистам премьер Украины, это Причерноморский зерновой комитет Украины, России и Казахстана. По его словам, этот комитет (еще его называют зерновым пулом) будет создан в течение шести месяцев. «Сроки оговорили — полгода. Вполне конкретно и достаточно, будем говорить по срокам, жестко», — докладывал Азаров на совместной с Медведевым пресс-конференции во вторник. Пресс-служба Минагропрода Украины, которая впервые запустила в оборот термин «Причерноморский зерновой комитет», пояснила, что основными его задачами должны стать обмен информацией, сотрудничество в сфере маркетинга, а также, возможно, создание Международной зерновой биржи и соответствующей корпорации, которая будет заниматься вопросами развития инфраструктуры.
Идея зернового пула возникла из-за сильной конкуренции между странами еще в июне 2009 года в Причерноморье, когда проводился первый Всемирный зерновой форум. Тогда указывалось, что страны бассейна, прежде всего Россия, Украина и Казахстан, теряют примерно $10, а иногда и до $20 на каждой тонне зерна. Но проект не прошел. Отечественные эксперты отмечали, что для Украины он просто невыгоден.
Генеральный директор Ассоциации «Союз бирж Украины» Борис Беренштейн был в первой группе переговорщиков по этому вопросу. «Самый главный наш аргумент против этого пула основывался на том, что России он нужен куда больше, чем Украине, — вспоминает биржевик в беседе с «Днем» и добавляет: — Казахи тогда тоже не поддержали эту идею и отказались». «Свое мнение я не изменил и теперь, — продолжает Беренштейн, — если не будет крупных дополнительных инвестиций России в развитие логистической инфраструктуры Украины, то соглашаться на это — самый настоящий дебилизм. У нас и для своих трейдеров не хватает зерновозов. Да и государственных элеваторов в портах у нас всего два. В прошлый раз при обсуждении этой темы нам предлагали внести в уставный фонд создававшегося пула один из них — Одесский». Еще одна сложность — адаптировать все таможенные правила, санитарные и фитосанитарные номы Казахстана и России, а по сути, это правила Таможенного союза, отмечает эксперт. «Судя по ситуации с «Рошеном», — предсказывает он, — договориться будет очень сложно. Насколько я знаю, все украинские зернотрейдеры против пула. Они боятся, что соответствующим соглашением может быть порвана логистическая цепочка, и у Украины, у которой только 11 тысяч зерновых вагонов, возникнут серьезные трудности». При этом эксперт не возражает против других форм сотрудничества: «Можно создать единую биржевую площадку, где формировать цены».
Не видит перспективы для Украины в зерновом пуле с Россией и Казахстаном и генеральный директор стивидорной компании «Бруклин — Киев» (она оперирует причалами Хлебной гавани Одесского порта) Юрий Губанков. По его словам, обычно к созданию таких объединений прибегают только тогда, когда в разгар кризиса дела идут очень плохо. «Сегодня Украина достаточно успешно торгует зерном без всяких пулов с различными странами и имеет на рынке свое место и положение... Создание такого пула, — заключает глава стивидорской компании, которая на следующей неделе вводит в действие в Одессе новый элеватор, — преждевременно и для Украины совсем не оправдано».