В галерее «Грифон» открылась персональная выставка молодой киевской художницы Ольги Васьковской, которую она назвала «Твоя линия». Выбранное словосочетание, при всей своей кажущейся простоте, многозначно. Может быть, самая четкая даже не ассоциативная, а тождественная связь существует у нынешней выставки с одноименной мини-новеллой некоего минского прозаика Французова — во всяком случае, так утверждает сама художница. Однако сходство это не только самое бесспорное, но и самое зашифрованное — проще говоря, оно ясно только тем, кто читал упомянутую мини-новеллу или хотя бы о ней слышал. Для остальных же существуют следующие смысловые трактовки: «твоя» — то есть «моя», «своя», принадлежащая Ольге Васьковской и никому другому уникальная линия в современном искусстве; и, кроме того, — «твоя» — то есть относящаяся к неповторимому предмету, к которому художница и обращается, воспевая его во всей его неповторимости.
Ольга Васьковская — художница молодая, и скрывать свое недавнее ученичество ей было бы нелепо. Так или иначе, она его и не скрывает. Она — из мастерской Михаила Гуйды, и это, несмотря на «свою линию», почти часть концепции. Во всяком случае, стремление увидеть мир во всей его драгоценной красоте, но при этом не меньшее стремление эту красоту объяснить и даже приукрасить, не довольствуясь просто запечатлением и тем более — просто созерцанием, очень похоже на дань авторитету мастера. Иными словами — красота мира не самодостаточна. Цветы и вещи (всегда — тщательно подобранные, нередко — антикварные) у Ольги Васьковской прекрасны потому, что прекрасны линии, очертившие их в пространстве, — и только потому. В самом деле — как приятно осознать, что природа декоративна, словно ширма тончайшей работы! На ней нарисованы ирисы и бабочки, старинные безделушки, порой даже люди, и каждая их линия находится на своем месте, дополняя и уточняя общую композицию, — и, кстати сказать, общую концепцию, которая может развиваться в любом направлении, обрастая самыми глубокими смыслами, какие только можно себе вообразить. В общем, восхищения не миновать. Но иногда вдруг кажется — и упорно не перестает казаться — что (от безобидного сквозняка или ветра посерьезнее — неважно) эта ширма в любой момент может повалится, открывая — пустоту.