Они — рядом с нами, среди нас. Они — те, кого большинство из нас (почему-то это большинство еще называют «моральным») старается не замечать. Они — ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом, бездомные дети, наркоманы.
Они — не преступники, но жертвы, если в чем и виновны, то только в своей собственной неизлечимой беде.
Их — тысячи. Только по официальным данным, в Украине на сегодня — 42000 ВИЧ-инфицированных. ООН называет другую цифру — 250000. Точное число беспризорников и наркозависимых, пожалуй, неизвестно никому.
Фотовыставка «Позитивные жизни», открывшаяся в Центре современного искусства, практически лишена экспозиционного кокетства, столь часто присущего актуальному искусству. Ведь контекст явно иной: его можно назвать чумной моралью — и это, опять-таки, мораль большинства. Три фотографа — Джон Ранард, Анна-Лора Курищук, Александр Гляделов — представили свои работы, запечатлевшие тех, к кому наше общество и относится как к зачумленным, для кого «позитивный» результат — безотцовщина, вирус иммунодефицита в крови, опиумная зависимость — стал меткой проклятия. При этом уповать на то, что чума обойдет нас — по меньшей мере наивно. Представители голландской организации «Врачи без границ» на состоявшейся в день открытия фотовыставки пресс-конференции неоднократно подчеркивали: ситуация со СПИДом в Украине является кризисной. Наша страна наряду с Россией, Беларусью и Казахстаном — регион наиболее стремительного роста ВИЧ-инфекций в мире. Профилактические меры позволили снизить распространение эпидемии, но, все равно, за месяц по Украине регистрируют 500—600 инфицированных.
Что до самих фотографий, то, — это очень важный момент, — они начисто лишены какого-либо обличительного пафоса, не ставят диагнозов и не выносят приговоров. Преобладает будничная интонация, преимущественно черно-белый отчет: эти люди живут именно так. Вот использованные шприцы покрывают козырек над входом в многоэтажку. Вот наркоман делает инъекцию в шею — на руках живого места не осталось. Вот дети — только-только вставшие на ноги и уже инфицированные ВИЧ. Вот огороженная со всех сторон кровать «позитивного» больного в коридоре обычной больницы в Калининграде. Бесконечная вереница лиц малышей, живущих в детдоме. И тут же — счастливые семьи, беременные молодые женщины (Анна-Лора Курищук) Факты, только факты.
Наиболее сильное послание несут работы киевлянина Александра Гляделова. Он проводил съемки в Одессе, одном из самых неблагополучных в отношении наркотиков и ВИЧ-инфекции городов Украины. Фотографии печально знаменитого одесского района «Палермо», где вовсю торгуют зельем, молодой женщины, колющей себя в живот, двухлетней девочки, вскоре после съемки скончавшейся от СПИДа, страшны не только содержанием, но тем стойким ощущением, которое они оставляют — что все это действительно творится рядом с нами.
Выставка «Позитивные жизни», конечно, в первую очередь — художественное событие, и сама по себе вряд ли сразу сможет сломить негласную, но стойкую чумную мораль. Но так или иначе создается прецедент акции, проходящей на стыке социального и культурного. Ведь то, чего не могут сделать самые красноречивые заклинания СМИ, самые грозные указы Президента, способно совершить хорошо и точно сделанная фотография, талантливо снятый фильм, убедительно написанный рассказ. В том и залог настоящей, позитивной без кавычек, жизни.