Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Циркуляция арт-кислорода

FINE ART UKRAINE создает необходимую среду для общения художников, коллекционеров, галеристов и музеев
25 мая, 2010 - 19:40
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

На этот раз ІІ Международная арт-ярмарка FINE ART UKRAINE представила рекордное количество галерей — их в Украинском доме собралось 35. Они представили Киев, Львов, Харьков, Одессу, Севастополь, Днепропетровск, Ялту, Москву, Ниццу. Именно галереи на этом арт-форуме являются самыми главными. Даже невзирая на то что в центре внимания прессы был известный американо-польский фотохудожник Ришард Горовиц, а также ряд художественных спецпроектов. Центральное значение галерей связано с тем, что основное задание FINE ART UKRAINE — это обеспечение коммуникации или же циркуляции художественного кислорода в арт-среде, которая представлена художниками, коллекционерами, галеристами и музеями. Организаторы арт-форума отмечают, что FINE ART UKRAINE является своеобразной альтернативой акции «Арт-Киев», презентующей актуальное искусство («контемпорари арт»). Альтернативность показанных художников заключается, как это не парадоксально звучит, в их традиционности. Ведь не все современные художники являются одновременно ультрасовременными, многие работают в классической манере, не экспериментируя с концепциями и материалами.

Кандидат искусствоведения, куратор проекта «Гурзуфские сезоны» Олеся Авраменко говорит, что недостаток таких арт-ярмарок заключается в том, что они, обращаясь к современным художникам, представляют либо искусство, вязнущее в собственной экспериментальности, либо традиционалистское, но слишком уж «слащавое». В этом стоит винить не украинских художников, а скорее галеристов, осуществляющих отбор работ в ориентации на рядового зрителя и делающих ставку на произведения способные, по их мнению, привлечь внимание и моментально принести прибыль. Впрочем, по словам Олеси Авраменко, это касается не только молодых украинских арт-форумов. Во время недавней художественной ярмарки в Дубае она заметила аналогичный «грех».

Среди шести представленных в Украинском доме спецпроектов наибольшую заинтересованность вызывал проект «Украинская мультипликация. Все, что осталось» (куратор — Антон Мухарский, автор — Давид Черкасский). Отдельный зал заселили всем известными мультипликационными героями, свидетелями времен расцвета украинской мультипликации. По словам организаторов экспозиции, эту выставку они собирали по крупицам. А в ближайшее время, надеются они, эти работы составят часть экспозиции Музея мультипликации.

— Это вымышленная выставка, чтобы рассказать, кем мы были. От мультипликации, к сожалению, у нас почти ничего не осталось. Но есть много талантливой молодежи, которая учится и в институтах, и на курсах. И как только со стороны государства появится поддержка, украинская мультипликация опять оживет. Все же мы зависим от государства, ведь мультипликация — это не камерное искусство, а труд многих людей, нуждающийся и в финансировании, и в соответствующем помещении. Если государство захочет, будет анимация, а если не захочет, анимация все равно будет, — утверждает режиссер Давид Черкасский. — В настоящий момент существуют много разных мультстудий. Каждый сам по себе. Все распылены. И такое ощущение, что нет праздника. А мультипликация — это, прежде всего, праздник.

Рядом с праздничной атмосферой капитана Врунгеля и анимационных казаков совсем другая атмосфера — сюрреализма. Благодаря работам специального гостя FINE ART UKRAINE — всемирно известного американо-польского фотохудожника Ришарда Горовица. Его выставка открылась в Украине впервые, и для самого Горовица это первый визит в нашу страну. У фотохудожника чрезвычайно интересная биография. Он родился в Кракове в 1939 году. Его семья вместе с другими еврейскими семьями была отправлена в гетто. Во время Второй мировой войны работал на фабрике Оскара Шиндлера (был включен в Список Шиндлера), позже он был отправлен в концлагерь Освенцим-Бжезинка. Был самым молодым выжившим узником Освенцима, в 1945 году его освободили войска Советской армии. С 1959 года он живет и работает в Нью-Йорке. После получения образования Ришард начал работать как арт-директор и дизайнер для рекламных агентств и кинокомпаний в Нью-Йорке. В 1967 году открыл свое частное фотоагентство.

Сегодня сюрреалистические фотоработы Ришара Горовица 80-х годов прошлого столетия могут показаться нам полностью реалистичными — ведь компьютерные технологии доступны всем. Зато тридцать лет тому назад эти фантазийные картины Горовиц создавал своими руками, без помощи техники. Собственно, именно в этом заключается ценность его творчества. Позже он стал чуть ли не первым фотографом, начавшем активно использовать компьютеры при работе с фотоизображениями. Сегодня, во время цифровой фотографии, мы считаем это нормой, зато несколько десятилетий тому назад такие новации часто вызывали резкую критику.

«От традиционной фотографии я никогда не отказывался. Но, работая с компьютером, я могу себе значительно больше позволить — имею больше возможностей для выражения своих идей, — говорит Горовиц в интервью изданию «Арт Ukraine». — Когда начал делать цифровую фотографию, критиковали ужасно и говорили, что такая технология способствует фальсификации действительности».

Кстати, на днях выставка Горовица открывается в его родной Польше. Несмотря на то, что уже в течение 50 лет он живет и работает в США, на родине он бывает относительно часто, открывая свои выставки или читая лекции. И именно Ришарда Горовица мэр польского города Познань приглашает сделать несколько необычных снимков для презентации города в проекте «Культурная столица Европы».

Еще один неизученный украинский урок: таланты, в силу исторических обстоятельств очутившиеся на другом конце света, — это еще значит «потерянные таланты». Впрочем, нужен мощный и одновременно мудрый магнит, чтобы хотя бы время от времени возвращать их домой.

Выставка FINE ART UKRAINE открыта в Украинском доме ежедневно с 22 мая до 1 июня с 10.00 до 20.00.

Мария ТОМАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ