Начало зимы в выставочной жизни Киева, после почти месячной паузы, заполненной, в основном, социальными проектами, выдалось весьма насыщенным. ***
В первую очередь здесь необходимо отметить небольшую, но исключительно важную экспозицию работ Александра Архипенко в Украинском музее изобразительного искусства. «Пикассо скульптуры», как его называли современники, Архипенко родился и вырос в Киеве. Здесь учился в Художественном училище в 1902—1905 гг. с Владимиром Бурлюком, Богомазовым и Лентуловым. Отсюда и уехал сначала в Москву в 1907 году, потом — на Запад.
Во Франции он был признан одним из лидеров кубизма, сдружился с Браком, Пикассо, Апполинером. Когда над Парижем грянул боевой клич Дада, Архипенко рушил основы бок о бок с самыми знаменитыми скандалистами европейской культуры, ставшими позже ее метрами — Френсисом Пикабиа, Андре Бретоном, Тристаном Тцара. «Архипенко, человек закрытый, точно запертый дом» — характеризовали его дадаисты. И действительно, наш блистательный земляк, судя по всему, следовал правилам только своего таланта. Переехав в Америку, он стал там классиком пластической формы, маэстро скульптуры — и в этом качестве возвращается в Украину.
Экспозицию в Украинском музее составили девять изящных графических ню, небольшой пейзаж маслом, бюсты «Шевченко- пророк» (1935 г.) и «Дирижер Менгельберг во время исполнения IХ симфонии Бетховена» (1925 г.), а также женская статуэтка предадаистского периода (1915 г.). Каждая из этих работ хороша по-своему. Бюст Менгельберга — воплощенный порыв, страсть, остановленная в высшей точке. Кубистская фигурка замечательна стремительностью и легкостью форм, сочетающейся с почти языческой выразительностью. А наиболее запоминаются совершенно нехрестоматийный Шевченко, похожий на сурового и вдохновенного суфия, а также рисунки обнаженной натуры — все-таки Архипенко бесподобно рисовал и ваял женщин.
Конечно, скромный масштаб экспозиции удерживает от восторгов. Здесь собрано лишь те немногие «единицы хранения», которые удалось собрать в музеях и частных коллекциях Киева и Львова. Однако это хороший шаг к осознанию Архипенко украинским творцом, при безусловной значимости его наследия для всего мира. ***
В галерее «Майстерня» при Киевском доме художников открылась выставка гуашей Елены Придуваловой. В киевском сообществе она держится несколько особняком, не примыкая к манифестам или группам. В том, наверно, и нет нужды. Выставленные городские пейзажи, как и все, что рисует Придувалова, жизнерадостны, сделаны с большим вкусом и почти детским чувством удивления перед изображаемой реальностью. ***
В «Ателье Карась» пришел к завершению проект «Диалог с цитатой», с начала весны занимавший эту, одну из самых престижных на сегодня киевских галерей. Замысел Евгения Карася — собрать сколь-нибудь интересных украинских живописцев, побуждая их демонстрировать новое полотно на очередной фазе проекта — породил своего рода галерейный «роман с продолжением». Во всяком случае, каждая выставка в рамках проекта носила свое название, и сопровождалась довольно мудреными комментариями.
Трудно понять, к какому итогу хотели прийти организаторы. Но, тем не менее, весь сезон была возможность видеть новые, первоклассные полотна Бадри Губианури, Матвея Вайсберга, Тиберия Сильваши, Владислава Шерешевского, Александра Животкова, Андрея Блудова и многих других — всего более двух десятков имен. Остается лишь сожалеть, что живописный марафон так и не увенчался эффектной развязкой, ибо, как представляется, нечетко были сформулированы цели, ради которых устраивалось это странное состязание.
В целом, все выставки начала зимы имеют одно общее приятное свойство, представляя собой убедительнейшие доказательства в пользу ручного, штучного артистического труда. Это — несомненная и пока что неопровержимая киевская традиция, несмотря на многотиражные свершения адептов актуальности.