Газета «День» почти ровесник нашей независимости. Так, независимость «досталась» Украине в 1991 г. Однако, по большому счету, ее руководители в начале девяностых не очень-то понимали, как им надо строить государство. Они и дальше пользовались тем аппаратом управления и вообще наследием, доставшимся с советских времен. Лишь со временем до них начало доходить, что надо что-то строить другое. Вопрос только — что? Не зря Леонид Кучма, сначала премьер, а затем президент запомнился вопросом: мол, скажите, что надо построить, и я построю. И построил... олигархический капитализм, об опасности и недостатках которого почти за семьдесят лет до этого говорил гетман Павел Скоропадский.
«День» появился как раз тогда, когда и встал вопрос: что и как нам строить в Украине. Эта газета не была продолжением или трансформацией бывших советских периодических изданий. Она стала новым явлением в украинской журналистике, предлагая свое (действительно конструктивное!) видение развития нашего государства. «День» обращался к широкому спектру тем: это и вопросы политики, экономики, международных отношений, осмысление истории, культуры, анализ процессов в информационном пространстве. Газета, по сути, предлагала свою (качественную!) альтернативу тому курсу, который проводили наши руководители, развивая олигархат. И поэтому она оставалась оппозиционным изданием. «День» стал лектурой для интеллигентных, мыслящих людей. К сожалению, в Украине их прослойка слишком тонка. Так газета не стала многотиражной, как некоторые бульварные издания.
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
В конце концов, «День» — это не только газета. Это инициированные ее главным редактором Ларисой Ившиной и ежегодные фотовыставки, и книги по украинской истории, отношению украинцев с соседними народами, книги важной публицистики и др. Несмотря на различные сложности, «День» был и остается светлым днем в темноте украинского олигархического капитализма.