Когда в сессионном зале дошла очередь до включения его в повестку дня, депутаты не дали нужных 226 голосов. На кнопку «за» нажало только 100 нардепов. Выступая после провального голосования, народный депутат от УДАРа Павел Розенко резюмировал, что голосовать за этот документ нельзя, потому что он попал в парламент ночью, его никто не видел и не изучал. По его словам, подавать его должен был бы КМУ, предварительно рассказав о реальном состоянии в энергетическом секторе, какие шаги будут делаться и что это даст. Но этого не произошло. К тому же, прибавил он, тяжелое положение сегодня не только в секторе, но и у потребителей. Судя по всему, фракция УДАР не будет поддерживать этот законопроект, объяснил Розенко. «Мы ожидаем такой законопроект от правительства, а не от каких-то лоббистских групп», — подвел итог он. После этого глава ВР Александр Турчинов объявил перерыв.
Пикантность ситуации заключается в том, что позавчера премьер-министр Украины Арсений Яценюк призвал депутатов принять его. «Я надеюсь, что коалиция... поддержит законопроекты, которые внесены в повестку дня. Речь идет, прежде всего о возможности введения чрезвычайного положения на энергетическом рынке», — резюмировал Яценюк. А второй документ, который лоббировал премьер, — о реформировании НАК «Нафтогаз України» и украинской ГТС. «Допуск к модернизации и эксплуатации украинской ГТС для стран-членов ЕС и США — также крайне необходимый закон. НАК «Нафтогаз» совместно с Минэнерго получили поручение готовить энергетическую конференцию, чтобы Украина продемонстрировала Евросоюзу, какую общую модель энергетического рынка со странами-членами ЕС, которые ратифицировали Третий энергетический пакет, мы вместе будем строить», — заявил Яценюк. Почему так спешит власть? И нужно ли действительно принятие закона о чрезвычайном положении в энергетике? Об этом «День» спросил президента «Центра глобалистики XXI» Михаила ГОНЧАРА:
— Его нужно было принять ещ е вчера, чтобы население зимой не мерзло. Страна вошла во второе полугодие 2014 года в состоянии войны. Ожидать, что кто-то, где-то в Москве передумает и включит газ для Украины, или заставит кто-то в Брюсселе Россию это сделать — не стоит. Поэтому нужно за него голосовать. Думаю, депутаты это сделают в ближайшее время. В нем действительно есть проблемные моменты, в частности, кем и как будет определяться закупочная цена газа на внутреннем рынке. В условиях де-факто военного положения и внешней агрессии, когда бюджет в ручном режиме распределяется и существует большое искушение проводить соответствующую ценовую политику, когда будет закупаться газ по низкой цене у добывающих компаний. И здесь нужно помнить: чтобы не потерять газовый ресурс в наших недрах, то нельзя лишить газодобывающие компании ресурсов. Конечно, можно забрать газ у них по низким ценам и продать по завышенным на внутренний рынок, но в таком случае мы рискуем потерять газодобычу в стране. Поэтому этот вопрос нужно согласовать, чтобы не дать возможности дельцам зарабатывать по принципу «кому война, а кому мать родна».