Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Державотворчество — сквозь призму искусства»

Для винницких старшеклассников разработали специализированный курс художественных лекций национально-патриотической направленности
14 ноября, 2018 - 12:00

Восемь школ Винницы попали в пилотный проект «Украинские художники за свободную Украину», который реализуется в рамках областной целевой программы национально-патриотического воспитания детей и молодежи. Его целевой аудиторией стали ученики 10-11 классов. Специализированный курс читает заведующая кафедрой истории и культуры Украины факультета истории, этнологии и права Винницкого государственного педагогического университета имени Коцюбинского, доктор исторических наук, профессор Ольга Коляструк. Она рассказывает, что проект призван показать ученической молодежи процесс державотворчества сквозь призму искусства. Кроме теоретической части, для старшеклассников планируют проводить тестирование и проверять излоденный материал в игровой форме. Таким образом инициаторы проекта стремятся улучшить подготовку старшеклассников к ВНО, а главное — расширить их горизонты понимания исторической правды.

«Лекции основываются на школьной программе, но моя задача подать им более широкую информацию, показать, как художники своим творчеством отстаивали украинские интересы. Начали с Казимира Малевича, этнического поляка, который идентифицировал себя как украинец, что засвидетельствовано в его автобиографиях. Он был тесно связан с Винниччиной, поскольку рос в Ямпольскому уезде. Доказан тот факт, что художник владел украинским языком и знал украинскую традиционную культуру. В его творчестве есть ряд работ о Голодоморе, украинском периоде 30-х годов. С помощью своих символов он показывал, что происходит с украинским селянином, кричал, а не молчал.

Особенно ценным является обратной связь. Старшеклассники активно выражают свои мнения об услышанном, и обсуждение перерастает в дискуссию. Например, в завершение разговора о Малевиче я предложила ученикам поделиться ассоциациями, которые у них возникают при просмотре известной работы художника «Черный квадрат». Мысли были разными, и это хорошо, что дети умеют рассуждать. Однозначного толкования символизма этой работы нет.

Вторая лекция посвящена Алле Горской, этнической россиянке, но которая стала олицетворением украинской борьбы. Через ее жизненный и творческий путь я пыталась представить весь период шестидесятничества. На очереди — презентация таких личностей, как Михаил Бойчук, Мария Приймаченко, Татьяна Яблонская и другие художники, которые так или иначе влияли на процесс державотворчества Украины. Кроме того, мы вместе со студентами сейчас работаем над разработкой второй части проекта — это создание игровых сюжетов из истории Украины ХХ века. Но это будет не просто воссоздание исторического прошлого, а возможность спрогнозировать другое развитие событий, наподобие: «что было бы, если бы». Планируем проводить их в школах, приглашать детей в университет. Это новая форма работы, которая позволит выпускникам школ анализировать, просчитывать ходы и критически мыслить».

Проект «Украинские художники за свободную Украину» продлится до конца текущего года. А с февраля 2019 года его реализацию планируют распространить на районы области.

Олеся ШУТКЕВИЧ, «День», Винница
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ