В числе трех десятков работ, выставленных в Центральном доме художника, двадцать — скульптурные вариации на тему родины-матери, которую «в свете сегодняшнего дня» художники видят пышногрудой девушкой с длинными косами в венке и национальном костюме. Несколько проектов пластично обыгрывают тему тризуба, а самая оригинальная работа сочетает в себе и первую, и вторую идею, причем тризуб принимает очертания крыльев украинской девушки-независимости. Собственно, крылья можно считать штампом третьим (и последним) скульптурного воплощения украинской Независимости. Как засвидетельствовала нынешняя экспозиция, с тех пор как несколько лет назад состоялся первый конкурс на монумент украинской независимости, ситуация принципиально не изменилась. Необходимо отдать должное мужественности предыдущих жюри (а их и тогда не меньше чем в этот раз прессинговали киевские городские власти по поводу полного и окончательного назначения победителя в максимально сжатые сроки). Посетовав на «устаревшесть и стереотипность мышления художников», жюри тогда мудро уклонилось от окончательного решения, сумев противопоставить здравый смысл и творческий вкус частным интересам всех заинтересованных в монументе сторон. Имена нынешних членов жюри пока держат в тайне, а сам конкурс будет продолжаться две недели. Кстати, именно эти две недели, пока скульптурные проекты выставлены в ЦДХ, дали основания назвать конкурс «народным» — за четырнадцать дней весь народ должен успеть проекты рассмотреть и обсудить (то есть мы не только обречены на памятник, но и приговор этот уже подписан нами же).
А пока в атмосфере сверхтаинственности конкурса ничего не известно, в кулуарах, которые все обо всех знают, уже уверенно прочили победу именитому соискателю, который представил помпезно-аркодужный проект с оригинальным названием «Слава Украине». В окружении колоннады а-ля ВДНХ высится «38-метровая колонна, увенчанная 6 – метровой фигурой всегда юной Украины, которая твердой поступью идет в будущее, поправ гадину раздора («гадина раздора» — это, конечно же, змея; разве что под копытом коня Петра Первого она выглядит не такой откормленной, как под каблучком юной девы). Окрыленная, она несет пальмовую ветвь — символ свободы и мира…» Тризуб также есть — он украшает 38-метровую колонну. Вот такой бравурный марш можно сыграть на трех аккордах — незатейливо, зато весьма символично.