Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Диалог Поэта и времени

9 октября, 2006 - 19:53

6 октября в Национальном музее Тараса Шевченко состоялась презентация сборника стихотворений «Папороть» Василя Герасимьюка. Без пафоса. Со вкусом. Интеллигентно и деликатно. Жаль, что к этой редкостной атмосфере не смогла приобщиться широкая аудитория, потому что СМИ, в частности, электронные, проигнорировали событие.

Книга «Папороть» состоит из двух разделов: в первый вошли совсем новые, а во второй — уже известные стихотворения. Она стала своеобразным полувековым итогом для поэта. Оценить это литературно-творческое событие «День» попросил художественного руководителя киевского театра поэзии «Мушля», режиссера Сергея Архипчука:

— Василь Герасимьюк, как оказалось, принадлежит к самым скромным деятелям современной украинской литературы. Незадолго до своего 50-летия он сбежал из Киева; отказался от предложения Львовского театра имени Марии Заньковецкой, дирекция и актеры которого хотели поздравить поэта широкоформатным мероприятием; отказался от предложения художественного руководителя киевского театра поэзии «Мушля» относительно поэтического спектакля по его произведениям. Вместо этого — с помощью друзей издал книгу «Папороть» и очень скромно и самокритично презентовал ее. На эту презентацию пришли его почитатели, кстати, люди разных поколений. Им хотелось слышать еще и еще стихи в авторском исполнении. И неуемный ведущий Дмитрий Стус заставил нашего юбиляра прочитать значительно больше стихотворений, чем тот планировал или ему хотелось.

Сама презентация проходила на пересечении нескольких организационно-интеллектуальных магистралей: это и желание какой-то ретроспекции, и стремление через поэзию спроектировать действительность... А главное, как по мне, это был диалог Поэта и времени. Мы были свидетелями диалога большого поэта со временем — временем великим, мизерным, беспомощным и коварным...

А главный редактор журнала «Киевская Русь» Дмитрий Стус дополнил: «Накануне своего 50-летия Василь Герасимьюк подал в журнал «Киевская Русь» «Суху різьбу» — раздел из новых стихотворений, который вошел в «Папороть». Следует сказать, что в этом сборнике уже, по-видимому, окончательно Василь обозначил новый поэтический язык. Потому что на самом деле сухая резьба — такой тип обработки древесины в гуцульской технике, когда сухое невскрытое лаком дерево украшали различными элементами, и это требовало хорошего вкуса. То есть, нельзя было «спрятаться» за технологию, а нужно было лишь из природных материалов создать шедевр. Что-то подобное делает поэт. В его стихотворениях — жесткий мужской язык. Кроме того, в них происходит разговор по существу. И, что особенно стоит отметить, поэт живет и пытается говорить в эпоху, когда само слово девальвировано.

Возможно, многие люди, которые ищут эстетизма, будут иметь претензии к этому сборнику, считая его слишком публицистическим, хотя я не вижу там публицистики. Если это и публицистика, то на уровне того, что сегодня существуют проблемы, которые мешают людям жить полной жизнью, о чем поэт и говорит. Иными словами, он говорит о своих сомнениях и о том, что тревожит.

Для меня Василь Герасимьюк сейчас поэт №1 в Украине».

Надежда ТЫСЯЧНАЯ, фото Руслана КАНЮКИ, »День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ