Украина последовательно придерживается дорожной карты для приведения судоходного канала «Дунай — Черное море» в полное соответствие с международными экологическими требованиями. Такие выводы были достигнуты во время внеочередного Совещания сторон Конвенции Эспо в Женеве (Швейцария), говорится в информации пресс-службы Минприроды, поступившей в адрес «Дня».
«По состоянию на сегодняшний день Украина в целом выполнила или в процессе выполнения всех требований для закрытия дела. В частности, отменено предыдущее решение относительно реализации проекта глубоководного судового хода «Дунай — Черное море» на украинском участке дельты, ведутся консультации с Румынией, проводится мониторинг, национальное законодательство приведено в соответствие с требованиями Конвенции Эспо», — прокомментировал ситуацию заместитель министра экологии и природных ресурсов Украины по вопросам евроинтеграции Николай Кузьо.
Участники внеочередного Совещания сторон Конвенции Эспо положительно отметили шаги и подход Украины относительно приведения проекта глубоководного судового хода в соответствие с требованиями конвенции с дальнейшей возможностью снятия ранее вынесенного предупреждения правительству Украины.
«Комитет по вопросам соблюдения и стороны конвенции пришли к выводу, что выполнение дорожной карты, предложенной Украиной, позволит привести проект Дунай — Черное море в соответствие с Конвенцией. Мы рассчитываем, что ответственные государственные органы проведкт все согласованные мероприятия в ближайшей перспективе», — резюмировал заместитель министра.
В то же время он не исключает, что соответствующее решение, в том числе относительно снятия предупреждения, может быть принято уже во время следующего заседания Совещания сторон Конвенции Эспо в 2020 году.
Как известно, в 2011 году во время Совещания сторон Конвенции Эспо (Конвенции об оценке влияния на окружающую среду в трансграничном контексте) правительству Украины было вынесено предупреждение в связи с несоблюдение международных экологических норм во время реализации проекта глубоководного судового хода Дунай — Черное море на украинской территории. Напомним, правительство Украины приняло решение о строительстве канала «Дунай — Черное море» с целью возобновления судоходства по украинской части устья р. Дунай. Канал начал функционировать в 2007 году. В целом было построено более 2700 км подходного канала в части устья Быстрое.
Тогда экологи начали бить тревогу относительно негативных последствий строительства канала «Дунай — Черное море» для биоразнообразия дельты Дуная, которая входит в состав Дунайского биосферного заповедника, и обратились к международным инстанциям с жалобами относительно нарушений национального законодательства и международных обязательств Украины в сфере охраны окружающей среды. Комитет по внедрению Конвенции Эспо неоднократно рассматривал отчеты Украины и в результате принял решение о длительном несоблюдении Украиной требований конвенции и рекомендовал Совещанию сторон ввести в действие предупреждение.