На прошлой неделе на очередной сессии Волынского областного совета обнародовали депутатский запрос относительно избиения незнакомыми мужчинами украинского писателя Владимира Лиса. Он — уроженец села Згораны, что в Любомльском районе, и именно там, на берегу местного озера, и произошел конфликт. «День» рассказал о его деталях на своем сайте (www.day.kiev.ua), напомним коротко: Владимир Лис возвращался с патриотического фестиваля «Згоранська ватра», который уже несколько лет проводят в память о борьбе украинских повстанцев с немецкими захватчиками и противостояния с энкаведистами. На фестивале был свободный вход, поэтому за действом наблюдали и многие отдыхающие. Разговор нескольких из них и услышал Владимир Савич: они шли за ним и обзывали участников феста «бандеровцами», «фашистами» и т. п. Однако до глубины души задело писателя замечание, что мол, сейчас повезут участников феста на обед, и подадут им... «человечину, ведь ничего другого они не жрут». Он попробовал в спокойной манере подискутировать, а получил... удар кастетом по голове.
Драматическое происшествие с известным писателем и журналистом вызывало большой резонанс не только на Волыни. Все чаще приходится слышать мнение, что переселенцы из Луганщины и Донетчины требуют к себе особого внимания, и оно предоставляется. Как органами власти, так и простыми волынянами. Предлагают жилье, хотя все почему-то хотят жить только в Луцке, работа — буквально на следующий день. Однако очень часто в частных разговорах волыняне рассказывает о том, что переселенцы в своем большинстве (в отличие от беженцев из Крыма, которые как-то органично нашли свои место на новой земле) не хотят идти работать за «волынские» зарплаты, требует земельные участки (которые в дефиците), дома и многое другое. Много их, официально не зарегистрированных, в районе Шацких озер. Наняли дома и уже несколько месяцев «отдыхают». В то время, когда волынские села пустеют от очередных мобилизаций, а едва ли не через день привозят очередного убитого бойца из зоны АТО, такое положение простых волынян, конечно, раздражает. И симпатии к переселенцам не добавляет. Как нам с этим жить? Воспринимать ли в каждом русскоязычном переселенце с Востока очередного «титушку», который может избить и тебя, как Владимира Лиса?.. Об этом размышляет Сергей ШИШКИН, общественный деятель, почетный гражданин Владимир-Волынского, музыкант, композитор и исполнитель:
— За частным вроде бы избиением писателя, ведь только благодаря личности Владимира Лиса этот факт был обнародован, стоит целый комплекс проблем, — говорит он. — Самое главное, по моему мнению, что люди, которые по головам павшим на Майдане пришли во власть, не поняли, что оказались в другой стране, в другом гражданском обществе. Поэтому и случай избиения писателя не расследовался так, как бы это было, считаю, необходимо. Ведь от Лиса требовали написать заявление в милицию, хотя предание огласке подобных фактов уже должно вынуждать установить истину. Мы должны понимать и принимать тот факт, что среди вынужденных переселенцев из восточного региона в западный все же достаточно большой процент людей, которые искренне не то что не любят... ненавидят Украину и все украинское. Но благодаря своей практичности или некоторым другим качествам они не прочь получить помощь от жителей «бандеровского» региона, еще и назовут вас, как рассказывают, «лохами»... Ну добрые мы, волыняне, добрые! И на чисто человеческом уровне помогали и будем помогать людям.
Мы же понимаем, что агрессия всегда звучит громче, чем доброта, поэтому такой резонанс получил и случай с Владимиром Лисом. Майдан четко показал, что в Украине есть гражданское общество, которое не даст власть предержащим и дальше жить «по-старому». Это люди, которые взяли и берут на себя ответственность за государство. Такого отношения к государству мы не видим у наших сограждан на Востоке. Это их проблема и беда, что они годами мирились — не с «хунтой», как называют сейчас киевскую власть, а с плоть от плоти властью своей, «донецких». Здесь не было речи об ответственности за государство. И отсюда, думаю, нынешние наши проблемы с переселенцами. Они еще не граждане, они в большинстве — потребители. На вопрос, удастся ли воспитать из жителей Востока граждан Украины, скажу: на это у нас уйдут по меньшей мере десятилетия. Но если мы должны жить в одном государстве, то должны давать уроки гражданственности. Государство должно изучать настроения в обществе, не развращать и стимулировать своих граждан к позиции «мне должны». Потому что теперь за то, что мы «кому-то что-то должны», волынские семьи платят очень высокую цену на востоке Украины.