На День Соборности Украины Донецкий театр оперы и балета им. А. Соловьяненко представил киевлянам свой свежий проект — «Богдана Хмельницкого» К. Данькевича.
Этот спектакль, поставленный режиссером Василием Вовкуном (о премьере «День» писал в №242), вызвал большой резонанс. Поэтому не случайно гастроли донетчан собрали 22 января в зале Национальной оперы самую разную публику: от деятелей культуры до первых лиц государства.
Режиссер Василий Вовкун и дирижер Василий Василенко значительно переработали оперу Константина Данькевича, убрав некоторые длинноты и даже целые сцены из либретто Ванды Василевской и Александра Корнейчука, полностью переделав финал. Новинкой постановки стала сцена перед боем под Желтыми Водами во втором акте — соло для тулумбасов напомнило зрителям события нашей недавней истории, когда во время оранжевой революции перед Кабмином барабанщики били в самодельные барабаны. Овациями встретили слушатели слова оперы: «Такий народ ніколи рабом не буде». Новую редакцию эпилога написал композитор Евгений Станкович, а либретто — Василий Туркевич (спектакль не заканчивается подписанием договора о дружбе между Украиной и Россией в Переяславе, а сценой в Чигирине, когда гетман Богдан Хмельницкий дает клятву беречь свободу, чтобы через века «святилось ім’я України)...
Главные партии в опере исполнили: Стефан Пьятнычко (Хмельницкий), Юрий Олексийчук (Кривонос), Виталий Дудкин (Богун), Александр Левчишин (Лизогуб), Максим Иващук (Тур), Александр Климов (Ганжа), Людмила Шемчук (Варвара), Татьяна Саввина (Соломия), Анна Усова (Гелена) и др.
Может, день был особенный (все таки праздник), но президентская охрана была очень корректна, вела себя демократично и в антракте любой желающий мог в фойе пообщаться с первой четой страны, сфотографироваться на память или получить автограф от Виктора и Екатерины Ющенко.
— Данькевич написал гениальную оперу, но в силу разных причин «Богдана Хмельницкого» давно не ставили на украинской сцене, — сказал Вадим Писарев, худрук Донецкого театра оперы и балета. — Мы посчитали, что наш спектакль достоин того, чтобы его показать на сцене главного оперного театра Украины. В нем чудесная музыка, напряженный сюжет, который с интересом смотрится зрителями с первой и до последней минуты. Все артисты и музыканты с большим интересом работали. На мой взгляд, режиссер В. Вовкун сумел дать опере новую сценическую жизнь. Он внес в статичный спектакль движение, и опера получилась живой, зрелищной и вместе с тем масштабной.
Премьер-министр Юрий Ехануров сказал «Дню»: «Замечательно, что Донецкий театр поставил такую масштабную оперу К. Данькевича. Мне очень понравилось оформление постановки (огромная карта Украины, герб и штандарты гетмана Хмельницкого), передающее украинский дух, и вообще спектакль пронизан нашим национальным колоритом. Прекрасная музыка и актерское исполнение — молодцы, одним словом».
— Мне очень приятно, что возрождаются оперы, которые долгое время не ставились, — подчеркнул композитор Мирослав Скорик.— Хочу поздравить Донецкий театр с постановкой оперы Данькевича. К сожалению, творчество этого композитора ныне мало известно широкой публике и фактически почти забыто. Мне кажется, что эта опера станет событием в жизни не только украинской культуры, но и нашего общества. Хотелось бы, чтобы спектакль имел долгую и счастливую творческую судьбу.
— Яркие, талантливые произведения не умирают, — сказала профессор НАМУ им. П. Чайковского Марианна Копыця. — Прекрасно, что имя Данькевича вернулось на сцену. Константин Федорович — очень талантливый композитор, но его жизнь проходила в непростое время, наложив отпечаток на его творчество, судьбу. Композитор трагически закончил свою жизнь. Оперу «Богдан Хмельницкий» он писал на огромном энтузиазме послевоенных годов. В ней чувствуются победные ноты и вместе с тем есть украинский колорит. Именно за этот национальный дух оперу тогдашние советские власти раскритиковали. «Богдан Хмельницкий» К. Данькевича получил страшное клеймо. Попало и авторам либретто — В. Василевской и А. Корнейчуку, хотя финал оперы был о братании русского и украинского народов... Но если либреттисты сумели отойти от удара, писать дальше, то для композитора уничижительная критика стала фатальной. Он так и не оправился. Данькевич заболел тяжелым психическим заболеванием (он боялся выходить на улицу, страдал бессонницей, а в забытьи его мучили кошмары)... До сих пор с теплотой вспоминают, как он возглавлял Союз композиторов Украины, как много сделал для членов СК, не боялся чиновников, ходатайствуя за коллег, а за себя постоять не сумел. Этот высокий, могучий мужчина стал затворником. В 1953 году он написал вторую редакцию оперы. Ее ставили в Киеве, Донецке, Харькове, Одессе, Львове, Тбилиси, Саратове, но довольно скоро ее сняли с афиш театров. Хотя «Богдана Хмельницкого» музыковеды называли одной из лучших опер украинской музыки ХХ столетия, но она так и не попала в список репертуарных произведений. Однако в консерватории ее изучают студенты. К сожалению, среди некоторых музыковедов существовало мнение, что украинская музыка середины прошлого века шла в фарватере России и не имела своей яркой индивидуальности. Но на этом вечере мы убедились, что опера, написанная в 1951 г., и сегодня слушается с интересом, музыка волнует сердца слушателей. Опера неординарная, и прекрасно, что Донецкий театр дал новую жизнь этому яркому произведению. К плюсам постановки можно отнести блестящую сценографию львовских художников Тадея и Михаила Рындзакив, чудесные костюмы Оксаны Зинченко. А вот хореография (Виктора Похиленко, Кировоград) в сцене битвы мне напомнила стиль ансамбля Вирского. Я считаю, что купюры оперы правильно сделаны, но единственное, с чем не согласна с постановщиками — это их смена концепции финала. Мне показалось, что она сделана под нынешний исторический момент.
Как признался Вадим Писарев, их театр расширяет свой украинский репертуар. В планах коллектива постановка балетов «Цвіт папороті» и «Тарас Бульба» (музыка Евгения Станковича). 27 января Национальная опера приглашает зрителей на свою премьеру — спектакль «Моисей» на музыку Мирослава Скорика. В кулуарах шли разговоры, что имеет смыл провести фестиваль украинской оперы и балета, показать, что ныне есть в афишах шести оперных театров страны. Наша публика соскучилась по своим произведениям. А еще говорили, что не просто так донетчане приехали в столицу на «смотрины», и очень скоро Донецкий театр оперы и балета им. А. Соловьяненко получит статус «национальный», а это не только престиж, но и существенные прибавки к зарплате. Сегодня статус «национальный» имеют два театра — в Киеве и во Львове. В любом случае, дончан есть с чем поздравить.