Звезды, кино, трава, коврики — так должен был проходить VI Ночной фестиваль социальных юношеских фильмов «32 мая» в Донецке. Но грянул гром, и затяжной ливень едва не смыл все усилия организаторов. Только в Интернете участниками феста записалось около 900 человек, в итоге 1 июня в Музыкальный парк за стадионом «Донбасс-Арена» пришло 500 молодых дончан — солидно, учитывая грозу и потоки воды на улицах.
Барон Мюнхгаузен придумал 32 мая, чтобы продлить весну, цель «32 мая» — улучшить детство маленьких украинцев. «Наш фестиваль — альтернатива вакханалии 1 июня, когда людей задабривают шариками и мороженым вместо того, чтобы говорить о проблемах детей в Украине. У нас — своя Ночь защиты детей», — решителен Ярослав Минкин, инициатор фестиваля, член литературной группировки «СТАН».
Фестиваль проводится в Луганске с 2008 года, в Донецке — впервые. Проект поддержали Донецкий правозащитный центр и Донбасская ассоциация развития студенческого самоуправления. Представитель оргкомитета, член Донецкого правозащитного центра Мария Ворончук признается: «Показом фильмов мы хотим привлечь внимание общества к проблемам детей и молодежи, подстегнуть людей к изменению ситуации. В Луганске фестиваль довольно успешен, участников каждый раз более 1000, и отзывы позитивные. Будем рады, если и в Донецке «32 мая» станет ежегодным».
Все фильмы, а в программе их пять, — остросоциальны, эксперты отбирали их в течение полугода. География широкая: Украина, Россия, Великобритания, а «До первой крови» — производства СССР. «Везде есть конкретные параллели с современной украинской молодежью, в том числе из Донбасса», — объясняет Ярослав Минкин.
Фильм-открытие феста — короткометражка украинца Романа Бондарчука «Полина». Талантливая девочка-оркестр из Херсона играет джаз в ободранном доме творчества и счастлива: у нее есть море оптимизма и надежд, чудесный учитель, музыка. «Здесь нет ярко выраженной драмы, огромных проблем, с которыми привыкли ассоциировать Украину, а есть надежда и детская открытость миру», — заявляет режиссер.
По словам Романа Бондарчука, короткометражка помогла героям: «Полине сейчас 12, она играет главную женскую роль в игровом фильме «Трубач» Анатолия Матешко, осенью поедет учиться в Москву. А на одном из показов «Полины» был директор международного благотворительного фонда. Он ужаснулся, в каких условиях занимаются дети, и выделил грант на ремонт помещений дома творчества».
В этом году, кроме Луганска и Донецка, фестиваль заедет в Краматорск, Мариуполь и, возможно, Доброполье. «32 мая» — открытый проект, через социальные сети каждый может предложить свои идеи по организации, стать волонтером.
Сейчас на страничках фестиваля в Интернете полно положительных отзывов и благодарностей. Не все приняли фильмы, но атмосфера и ночной донецкий воздух понравились многим. Организаторы благодарят гостей за «Вудсток в миниатюре».
«Мы хотим, чтобы кино стало трамплином к действиям», — утверждает Ярослав Минкин. Ради «32 мая» дончане ночевали на улице в холод и слякоть — надежда на действия есть.