Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Донетчина почтила память погибших в «черном ноябре» 2007 года

18 ноября, 2008 - 20:51
«НЕ СПАСЛИ» / ФОТО МАКСИМА ДОНДЮКА

Вчера Донетчина помянула горняков и горноспасателей, погибших ровно год назад во время двух страшных взрывов на шахте им. Засядько. Траурные церемонии прошли на самом предприятии, а также на кладбище, где были похоронены свыше 100 шахтеров, оказавшихся в эпицентре трагедии.

Первый взрыв на шахте им. Засядько прогремел 18 ноября 2007 года. В тот день на участке №3 горизонта 1078 метров 13-й восточной лавы ранним утром находились 457 горняков. 186 из них оказались непосредственно на аварийной территории, и спастись после взрыва удалось лишь 85-ти шахтерам, остальные погибли, причем тела девяти горняков не найдены до сих пор. Эта авария уже в те дни была названа одной из самых страшных и масштабных в истории украинского углепрома, однако ее последствия были гораздо страшнее, чем предполагалось. Спустя две недели, 2 декабря 2007 года, во время ликвидации первой аварии произошел повторный взрыв, вследствие которого погибли еще пятеро горноспасателей.

Те страшные дни оставили глубокий отпечаток в сердцах всех донетчан. Это время стали называть «черным ноябрем» в истории шахтерского края.

Практически сразу же в регионе началось расследование причин трагедии, и правительственная комиссия, работавшая на предприятии, пообещала, что все виновные в этой страшной аварии понесут заслуженное наказание. Однако виновных, по словам заместителя председателя Донецкой облгосадминистрации Александра Хохотвы, не наказали до сих пор. Всего, согласно результатам расследования, в этой аварии были так или иначе виновны более 20 человек. Эксперты утверждали, что среди них — и непосредственные руководители предприятия, но фамилий сегодня не называет никто. Более того, решение правительственной комиссии об итогах расследования до сих пор не подписано ее главой, первым вице-премьер-министром Александром Турчиновым, и не утверждено Кабинетом Министров.

Намного лучше дело обстоит с выплатами компенсаций родственникам погибших. За год фактические выплаты семьям погибших и пострадавших во время взрывов составили 68,9 млн. гривен. По данным А. Хохотвы, в этой сумме 15 млн. грн. были выплачены из Резервного фонда государственного бюджета Украины, 2,3 млн. составила материальная помощь за счет средств местных бюджетов, а еще 30,4 млн. грн. были перечислены из Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве. Помимо этого, семьям погибших горняков были выплачены 2,8 млн. грн. из собственных средств шахты, 5 млн. грн. из средств Благотворительного фонда «Наследие», 2,8 млн. грн. из средств благотворительного фонда Бориса Колесникова, а еще 10,6 млн. грн. перечислил Благотворительный фонд Рината Ахметова «Развитие Украины». Кроме того, фонд социального страхования регулярно перечисляет все необходимые ежемесячные страховые выплаты родственникам погибших в сумме 256,3 тыс. грн.

Еще один аспект помощи — социальный. Всех малолетних детей погибших шахтеров и горноспасателей минувшим летом оздоровили в медицинском Центре реабилитации детей в г. Одесса и в санаториях, подчиненных Министерству здравоохранения Украины, а все семьи пострадавших и семьи погибших шахтеров оздоровлены в санитарно-курортных учреждениях. 43 семьи также получили новые квартиры, предоставленные шахтой. Кроме того, 12 совершеннолетних детей из семей погибших шахтеров поступили по госзаказам в высшие учебные заведения I и II уровней аккредитации, а еще пятерым шахта оплачивает обучение в вузах.

В целом же после аварий шахта им. Засядько так и не смогла выйти на нормальный уровень добычи угля и была вынуждена снизить его почти в два раза. На данный момент предприятие добывает лишь 3 тыс. тонн угля в сутки (при 6—7 тыс. тонн в прошлом году). По словам специалистов, это не совсем нормальный режим, однако предприятие по-другому не может: три аварийных забоя после ликвидации последствий взрывов были затоплены и никакому восстановлению не подлежат.

Анна ХРИПУНКОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ