Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дороги и обочины

В киевской галерее «РА» открылась «Дорога» — новая выставка работ Александра Гляделова
2 октября, 2001 - 00:00

Что до самой выставки, то ее не хочется называть экспозицией репортажной или документальной фотографии, хотя все формальные причины к тому имеются. Постановочность, как таковая, Гляделову, кажется, тоже чужда. Он не театрализует жизнь и не гоняется за ее взрывными моментами, которые чаще всего суть катастрофы и пороки. Более всего его интересуют «невидимые миру слезы», драма повседневности, скрытая за вполне привычными пейзажами, ситуациями, лицами, жестами. Разумеется, зачин для «Социальных проекций» выбран верно. Сериям Гляделова свойствен социальный темперамент. Но портреты бездомных детей или ВИЧ-инфицированных (книга «Здесь и сейчас»), или зеков, больных туберкулезом (проект «Без маски»), — это не только «проблема» как таковая. Это еще и судьбы, отдельные, единичные личности, маленькие и большие, из которых и складываются сухие цифры социологической отчетности. Однако новая экспозиция показывает нового Гляделова. Его отношение к жизни, его аскетичный стиль остались теми же. Но несколько изменился смысловой ракурс, что ли. Дорога как путь жизни и смерти, как способ общения или миросозерцания, преодоления природы или слияния с ней, — центральный символ представленных фотографий.

Великолепие горного перевала в Тянь-Шане уравновешивается здесь камерным изяществом выхода из парижской станции метро «Гобелены». Великолепие пустыни вокруг Памирского тракта сосуществует с элегией мокрой вечерней улицы в Бирмингеме. Колдовская красота дороги, во все времена манившая человека, показана здесь с точностью черно-белой графики. Если бы дело ограничилось только пейзажной съемкой, только этой песнью во славу всех трактов земных, то «Дорогу» уже можно было бы назвать классной выставкой. Впрочем, Гляделов как предельно честный художник идет дальше. Не менее, чем дорога, его интересует обочина, — во всех смыслах. Присутствие людей обочины — тех повседневных героев, которых никто не замечает, — как раз и придает выставке подлинный драматизм и убедительность. Бесталанный мальчишка, жующий жвачку на переходе у метро Лыбедская, на заднем плане несется равнодушная толпа прохожих. Женщины, подметающие улицы Грозного после очередных боев. Азербайджанские солдаты, идущие на боевые позиции в Карабахе. Старик-бомж на улице Кемерова и его собрат по несчастью на тротуаре Бирмингема. Лагерь азербайджанских беженцев, живущих в товарных вагонах. Гляделов оставляет свои суждения за кадром и не призывает к ним зрителей, не фокусируется на язвах и ранах. Он просто задает нам вопрос — вопрос о дороге. О том, куда и как идем мы, замечаем ли мы идущих рядом, — по обочине или по другим дорогам.

Возможно, для ответа следует остановиться. И посмотреть внимательнее. Возможно, это и будет поступком.

СПРАВКА «Дня»

Александр Гляделов, независимый украинский фотожурналист. Родился в 1956 году, профессионально занимается фотографией с 1989 года. Сотрудничает с международными изданиями и гуманитарными организациями, имел персональные выставки в США, Швейцарии, Чехии, Польше, Словакии, России. Среди призов — Гран-при конкурса Укрпрессфото (1997 год), награда HASSELBLAD Европейского конкурса фотографии в Швейцарии (1998 год), Европейская награда от Международного фонда документальной фотографии MOTHER JONS (2001 год). Ныне работает над тремя долгосрочными проектами. Первый посвящен беспризорным детям, второй — ВИЧ-инфицированным (книга «Здесь и сейчас» опубликована в 2000 году). Третий проект, «Без маски», совместно с организацией MSF (Бельгия) стартовал зимой прошлого года в Сибири и имеет своей целью освещение эпидемии туберкулеза среди населения России.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ