«Человека создают вещи. Неодетые люди имеют едва ли заметное влияние в обществе, или вовсе никакого», — с долей иронии говорил Марк Твен. И с ним нельзя не согласиться. Потому что мода — это власть. Власть одежды. Она имеет свои атрибуты и свое место. Несмотря на якобы свободу и некую фривольность, мода диктует условия. Ее диктат распространяется не только на подиумы, но и на улицы. Уличная мода имеет не только свои законы, но и свою географию, к примеру, то, что носят в Лондоне, не всегда похоже на то, что носят в Москве, а Киев далеко не всегда совпадает с Парижем. Однако Париж — как модная Мекка — нас интересует. И тем, кто хочет увидеть, хотя бы заочно, как выглядит парижская молодежь, предоставлена замечательная возможность: во Французском культурном центре целый месяц будет проходить выставка фотографий знаменитого мастера Стефана Жизара под названием «Dress code/Paris».
Восемь месяцев кастинга на улицах Парижа с целью выявления самых модных и невероятных стилей одежды, пять дней фотосъемок, две сотни подростков, отснятых в собственной одежде без единого участия стилистов. В итоге — портрет нового поколения, взгляд фотографа на мир молодежи через моду, экспозиция «Dress code/Paris», проходившая под девизом «Ce que je dis, quand je m’habille» («О чем говорит моя одежда») во многих странах мира. Стефан Жизар взял в руки фотоаппарат, когда ему было всего семь лет — ему повезло с нежного возраста определить свое будущее. И двадцатилетним он уже профессионально сотрудничал с журналами и агентствами. Стефан создает знаковые портреты звезд — Кристофер Вокен, Питер Фальк, Лайонел Ричи, Аланис Морисетт и другие. А потом решает с камерой выйти на улицу и попытаться приникнуть в незнакомый, странный, загадочный мир парижской молодежи. Им где-то лет по семнадцать. Они вызывающе свободны, как дети, но уже мудро умеют подстраиваться под мир взрослых, жить по его законам. Мастер всматривается в лица подростков — девчонок с жесткими, колючими взглядами, мальчишек, которые без комплексов демонстрируют свою женственность и возможную сексуальную ориентацию. Все перевернулось в этом мире — могли бы пробрюзжать их родители. Но самые мудрые из них понимают, что у каждого поколения есть свой взгляд на жизнь, ценности, условности, своя реакция на события и свои требования к тому, что их окружает. Жизар взялся решить непростую задачу — показать не только одежду, которую выбирает молодежь, но и посредством одежды — их мысли, совсем по-чеховски.
Профессиональный взгляд фотографа вырывал из толпы лица и фигуры. Стефан останавливал на улицах приглянувшихся будущих героев — и они не отказывали ему в предложении сняться. Напротив, им нравилось, как всем подросткам, выставить себя напоказ, демонстрировать свой стиль, умение позировать. Им было приятно, что такой уважаемый мастер объектива выбрал их для того, чтобы показать потом всем именно их — одежду, прическу, украшения, макияж. Личностные качества, характер, темперамент девчонок и ребят рвутся наружу из глубины души и кричат аксессуарами, шарфиками и шапочками. Надо лишь научиться читать их язык, вникнуть в слог. И Жизар в своих снимках продемонстрировал всему миру, что именно говорит одеждой парижская молодежь, эти революционеры стиля, мятежные искатели себя и своей собственной манеры одеваться, презирающие стандарты, незлобно смеющиеся над кутюром и консервативными брендами, пусть даже самыми уважаемыми. Потому что на самом деле мода — это быстротечный, не стоящий на месте, а постоянно создающий стандарты красоты и ломающий стереотипы вид искусства. Чтобы не потеряться в этом бесконечном потоке, не раствориться в толпе, мы определяем свой стиль. И молодежь в этом плане оказывается самой прогрессивной. Стефан Жизар еще раз доказал: быть яркой индивидуальностью можно только тогда, когда ты не боишься, что тебя встретят по одежке, а проводят по уму. Полет фантазии, креативность — то, что у многих с годами, к сожалению, проходит, поэтому французский фотограф поторопился запечатлеть на снимках не просто лица и не просто одежду, а свободу, смелость, юношеский энтузиазм, протест и удивительный тонкий, при этом своеобразный вкус. Потому что власть моды «прописана» внутри нас. И, когда она подчиняется только личным законам, играть в нее становится интересней и острей.