Военный парад 24 августа 2018 года в честь Дня Независимости Украины может вызывать к себе разное отношение (Так, автор этих строк далек от бездумного, ультрапатриотического восторга в оценке этого государственного мероприятия — слишком много здесь сложных проблем и вопросов без убедительных ответов.). Однако, бесспорно, это — событие значимо для общества. И, возможно, прежде всего, обратил на себя внимание вот какой факт: приветствие «Слава Украине! — Героям Слава!» впервые приобрело официальный статус в наших Вооруженных силах. Впервые за всю историю Украины. Это действительно важно.
Мы не будем сейчас рассматривать реакцию отечественных политиков, экспертов и блогеров, которые подробно прокомментировали то, что случилось (большинство поддержало соответствующую инициативу Президента). Нас сейчас больше интересуют оценки некоторых западных специалистов, которые, откровенно говоря, освещая это событие, к величайшему сожалению, прибегнули к тенденциозным упрощениям исторического контекста, манипуляциям фактами, а то и прямым, простите на слове, передергиваниям (еще раз отметим: идет речь далеко не обо всех западноевропейских комментаторах, однако это тоже для нас предостережение от наивности; не все является объективным и доброжелательным относительно Украины, что является западным!).
О чем, собственно, речь? Есть такие шведские, немецкие, австрийские, французские историки и политологи, которые, пересказывая основные события военного парада в Киеве, берут на себя смелость утверждать, якобы военное (а оно давно стало также и политическим, а теперь, вполне вероятно, начнет превращаться в общегосударственное, пусть не во всех регионах Украины) приветствие «Слава Украине! — Героям слава!» является, мол, по меньшей мере, «скомпрометированным» и «сомнительным», потому что «аналогичные приветствия использовали и другие националистические, а также фашистские милитаризированные движения в Европе в 30-х-40-х годах прошлого века, как например хорватские усташи, у которых был клич «За дом суремни!» («За Родину готовы!») или же словацкие глинковцы с лозунгом «На страх». Все эти военные приветствия, типологически схожи с нашим «Слава Украине!», как утверждает шведский профессор Пер Андерс Рудлинг, сопровождались нацистскими «зигами».
Это, по меньшей мере, исторически-политические спекуляции (привет Марии Захаровой, «мадам Геббельс» из МИД России, которая просто назвала наше приветствие «фашистским», но без лишних слов — многовато чести для этой персоны.). Речь здесь о том, что лозунг «Слава Украине» (очень важно, что он всегда звучал не на чужой, а на нашей украинской земле, во времена защиты Отчизны от агрессии!) родилось не в преддверие Второй мировой войны, а значительно раньше, в 1918—1919 гг., в ходе Украинской революции, во время Гетманата Павла Скоропадского и Украинской Народной Республики (это как раз тот случай, когда не стоит противопоставлять эти наши государственные институции, а говорить о преемственности).
О чем вспоминают современники? Генерал Всеволод Петрив писал, что во времена правления Гетмана сердюки, закончив маршировать, громко выкрикивали: «Слава Украине! Гетману Слава!» В приказе генерала армии УНР Михаила Омеляновича-Павленко от 19.04.1920 года читаем такое: «Всем частям армии на похвалу, а то и в благодарность за службу Украине отвечать: «Слава Украине!» Юрий Горлис-Горский вспоминал, что у антибольшевистских повстанцев-холодноярцев было заведено вместо «Здоров» здороваться «Слава Украине!», а отвечать «Украине слава!» или же «Навеки слава». Современный же вид приветствия обрел с созданием в 1925 году Лиги украинских националистов, когда была предложена форма «Слава Украине — Казакам слава» (было и такое: «Вождю слава»), но окончательно приняли ответ: «Героям слава!».
Что здесь «фашистского» (кстати, в этом году можем отмечать 100-летие приветствия)? Схожесть с «зигами» — сознательная фальсификация! Другое дело, что прославлять Украину можно и нужно не громкими речами (очень часто лживыми), а реальными делами. Нешумными и искренними. Но военный парад — это исключение.