Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Двое на качелях» и... с телефоном

К своему дню рождения «Киев модерн-балет» показал премьеру
2 ноября, 2009 - 21:27
НА ГЕНЕРАЛЬНОЙ РЕПЕТИЦИИ БАЛЕТА «ДВОЕ НА КАЧЕЛЯХ» ГЛАВНЫЕ ПАРТИИ ИСПОЛНИЛИ АННА ВЕЛИЧКО (ОНА) И АЛЕКСЕЙ ГУЛЬКО (ОН) / ФОТО АЛЕКСАНДРА ПОЛЫВОДЫ

За три года плодотворной работы и активной гастрольной жизни этот коллектив, во главе с худруком и балетмейстером Раду Поклитару, стал известен широкому кругу публики. Для многих театр стал любимым. Новым спектаклем коллектив отметил свое трехлетие, разделив этот подарок со зрителями.

На сей раз «Киев модерн-балет» на сцене Муниципальной оперы (Киевского музыкального театра для детей и юношества) представил спектакль-дуэт — камерный, интимный, о внутренних переживаниях двух людей. Литературным материалом для нового спектакля «Двое на качелях» стала одноименная пьеса Уильяма Гибсона, повествующая об одиночестве как образе жизни, о любви и надежде, о психологических сложностях на пути к счастью.

От первого до третьего телефонного звонка, от музыки Чавелы Варгас до И.-С. Баха — целый каскад эмоций и переживаний. Ведь всего один телефонный звонок способен изменить жизнь — и тотальное, катастрофическое одиночество трансформируется в патологическое его неприятие в стремлении любить и быть любимым.

На сцене не было объемных декораций — лишь две кровати, две тумбочки и два телефона. Кроме того, игровую функцию исполнял свет, с помощью которого менялось время действия постановки (на большом экране появляются окна: прямоугольные — мужские и полукруглые — женские). Ведь именно по ту сторону окна грустят, ждут, мечтают... Важная роль в балете была отведена телефону: он и Амур, соединяющий сердца, и разлучник, вносящий сумятицу в отношения двоих. Каждый из героев — Он и Она — живет в своем микромире. Телефон определяет и структуру спектакля, продолжительность которого всего 30 минут: три звонка разграничивают события, действия, чувства. Она (Елена Долгих) занимает активную позицию, словно протягивая руку, «прокладывает путь» к Нему (Сергей Кон). Их первая встреча, движения и жесты — все угловато, странно, несколько нелепо. Она кокетливо осматривает свое тело в ожидании прикосновений. Но поистине «встретились два одиночества», и научиться двигаться в унисон — сложно и проблематично. Они то открыто проявляют свою нежность, то, раскачиваясь в разные стороны, пытаются «попасть» в такт эмоций друг друга. С помощью пластики актеры словно имитируют движение качелей, которые становится символом неоднозначности, непостоянства, «качки» в отношениях. Невольно возникает ассоциация с фильмом «Качели» Антона Сиверса, в основе которого — подобная аллегория.

Немного погодя Он собирает чемоданы и переезжает к Ней. Интересно, что в перечень действующих лиц, предложенный создателями спектакля, включены Он, Она и два телефона. Кажется, сюда же абсолютно органично впишется и чемодан. Ведь именно чемодан — как символ изменений в жизни — является свидетельством того, что герой готов к переменам. Но Он собирает-разбирает чемодан — и снова «качели»...

Постепенно герои понимают, что они психологически зависимы от телефонных звонков — именно в телефонную трубку они направляют всю чувственную энергию, преодолевая пространство. Они ждут звонка. И драматично то, что со вторым звонком Ему звонит другая женщина.

Спектакль Раду Поклитару «Двое на качелях» воспринимается как органичный пластический этюд, в котором актеры, то каждый со своей пластической темой, то словно пластилиновая целостность — апеллируют, прежде всего, к чувствам. Сцена любви, немая сцена укора, ссоры наверняка впечатлят даже далекого от знания пластических искусств зрителя.

Кстати, третий звонок также прозвучит — в надежде вернуть прежнее счастье, в стремлении навсегда удалить из своей жизни одиночество. И этот звонок риторичен. Опустится занавес — а история все еще будет продолжаться. И, наверное, еще много телефонных звонком останутся «за кадром». А может, в мыслях и памяти Его и Ее.

Елена ВАРВАРИЧ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ