Люди исчезли с городских улиц, бизнес eшел на вынужденные каникулы, промышленность работает в замедленном темпе — действительно от того есть плюсы окружающей среде, как пишут некоторые мировые медиа? К примеру, наткнулась в интернете на видеоролик, который рассказывает, что в Венеции из-за отсутствия туристов стала чище вода в каналах, и впервые за 60 лет в город вернулись дельфины. Оказалось, новость частично фейковая. Вода действительно стала чище, а вот дельфинов зафиксировали совсем в другом городе, в десятках километров от Венеции.
И в целом позитивные изменения происходят. Так, спутники NASA зафиксировали существенное снижение вредных выбросов в атмосферу. В Китае отчитываются, что из-за вынужденной остановки промышленности стал чище воздух, соответственно, меньше людей получили заболевания дыхательных путей. «По первым оценкам, сокращение выбросов в Китае уже потенциально спасло 77 тысяч жизней, а это в 20 раз больше, чем умерло в этой стране от коронавируса. Во-вторых, выбросы парниковых газов усугубляют глобальные изменения климата. Если сократить выбросы, косвенно уменьшатся риски стихийных бедствий и эпидемий, которые являются последствиями климатических изменений», — прокомментировала изданию «The village» эколог и климатическая активистка Юлия МАКЛЮК.
В Париже качество воздуха стало таким же, как 40 лет назад. Отмененные авиаперелеты тоже улучшают экологическую ситуацию в мире. В целом ученые констатируют, что сейчас Земля отдыхает от людей и даже таким образом обновляется. Какой вклад Украины в эту общемировую тенденцию?
ЧИЩЕ — НО ЭТО ЕЩЕ НЕ ТЕНДЕНЦИЯ
В Министерстве энергетики и защиты окружающей среды проанализировали состояние атмосферного воздуха в Украине с конца января 2020 года. «Сейчас общих тенденций, характерных для всех городов Украины по сокращению выбросов в атмосферный воздух, не обнаружено, — констатируют в ведомстве. — В то же время в некоторых городах отмечаются тенденции, которые могут быть связаны с уменьшением нагрузки на окружающую среду. Например, имеют место тренды уменьшения средних концентраций диоксида азота в таких городах, как Кременчуг, Днепр, Кривой Рог и Харьков. Кстати, в Харькове и Кривом Роге такие тенденции наблюдаются и по показателям взвешенных веществ и формальдегида. Общие показатели по Киеву демонстрируют незначительную тенденцию к снижению по формальдегиду и диоксиду серы и увеличению концентраций диоксида азота».
В ведомстве отмечают, что в целом карантин и запрет пользоваться общественным транспортом увеличил спрос на частный автотранспорт. Соответственно, количество вредных выбросов растет. В городах, где из-за карантина ограничили свою деятельность промышленные предприятия, может действительно наблюдаться уменьшение загрязнения.
Но о конкретных цифрах говорить рано. Недавно заместитель министра энергетики и защиты окружающей среды Ирина СТАВЧУК сообщила, что ведомство подготовило кадастр выбросов парниковых газов и короткую статью с анализом основных тенденций от 1990 до 2018 года. Это основательный анализ, что происходило в Украине в экологической плоскости за почти 20 лет. Однако данные о 2019 годе будут анализироваться только сейчас, выводы будут готовы через год. Соответственно, об изменениях в окружающей среде, в частности точные цифры о выбросах парниковых газов за период карантина, сможем узнать года через два. А если учесть, что наибольшим источником выбросов остается сжигание ископаемого топлива — угля, нефти и газа, кроме этого, продолжают работать промышленные предприятия и транспорт, то на существенное уменьшение вредных выбросов вряд ли можно рассчитывать.
«У МЕНЯ ВСЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ ПОСЛЕДНИЕ НЕДЕЛИ ПЕСТРИТ НОВОСТЯМИ О СЖИГАНИИ ТРАВЫ»
Как объясняют в Минэкоэнерго, кроме автомобильного транспорта и промышленности, сейчас добавляется еще один источник загрязнения — это несанкционированное сжигание стерни на полях, листьев и даже бытового мусора. К примеру, на Киевщине уже зафиксировали 124 случая сжигания сухой травы. На выходных из-за поджигателей сухой травы на три часа было остановлено движение возле Ровно по трассе Киев — Чоп. Как разъясняет «Укравтодор», возникло сразу несколько очагов возгораний, а сильный ветер раздувал огонь еще больше. Густой дым стал угрозой для водителей (напомним, о ситуации на Волыни и в Херсоне говорилось в «Дне» за 1 апреля и 20 марта с.г.)
В Государственной службе чрезвычайных ситуаций опубликовали свежую статистику пожаров на территории Украины по состоянию на утро 6 апреля. За сутки спасатели зафиксировали 693 случая возгораний на открытых территориях и в природных экосистемах. «Огонь прошел 984 гектара. Горит по всей стране!», — отчитываются в ГСЧС.
В огне оказались лесные массивы на Хмельнитчине. Поджоги сухой травы зафиксировали в Житомирской, Киевской, Днепропетровской, Кировоградской и Черниговской областях, везде были риски опрокидывания огня на хозяйственные постройки и жилые дома. Для тушения пожаров спасатели задействовали даже авиацию. Если сжигать так бездумно, то на какую чистоту воздуха можно рассчитывать?
Спасатели еще раз напоминают, что категорически запрещено жечь мусор и отходы, бросать окурки и непогашенные спички в лесу, сжигать стерню и растительные остатки на сельскохозяйственных полях и тому подобное. Сейчас штраф за это нарушение достигает от 170 до 340 гривен. Вероятно, сравнить это с нанесенными окружающей среде убытками практически невозможно. Между тем, во Львовской областной госадминистрации уже подготовили обращение к Верховной Раде, чтобы увеличить штрафы до 42-63 тысяч гривен. Возможно, хотя бы расплата из собственного бумажника быстрее изменит сознание украинцев.
Ведь из года в год картина повторяется. Прошлой весной социальные сети были переполнены фотографиями обгоревших птиц, полевых грызунов и зайчат. Казалось бы, уже время сделать выводы и понять, что сжечь сухую траву — это не просто убрать мусор из огорода или поля, а уничтожить все живое. Но в этом году список фотографий уничтожения природы пополняется: сейчас в соцсетях распространяется снимок лебедки с обгоревшей шеей, птица до последнего пыталась уберечь птенцов от огня.
«Может, где-то в других странах есть плюсы, но у меня вот вся лента новостей за последние недели пестреет новостями о горящей траве, — рассказывает эксперт МБО «Экология-право-человек» Екатерина ПОЛЯНСКАЯ. — Хотя это запрещено законодательством, и за это предусмотрены штрафы, подпалы все равно начались, а это все дым, пожары, канцерогены, плюс гибель животных, в частности и краснокнижных. Начались даже пожары в Нижнеднестровском национальном природном парке, где заросли камыша. Люди частично сидят дома, но некоторые, как продолжали свои традиционные занятия, так и продолжают. Например, на Житомирщине жители жалуются на деятельность Понинковской картонной фабрики, которая продолжает выбрасывать отходы в водоемы. То есть те, кто хотел принять какие-то решения и делать свои дела, не спит».
«ВАЖНО ПОДДЕРЖИВАТЬ ЗЕЛЕНЫЙ БИЗНЕС И ПЕРЕОРИЕНТИРОВАТЬ ГРЯЗНОЕ ПРОИЗВОДСТВО»
Другие природоохранители сетуют, что из-за карантинных мероприятий возникла проблема с проведением процедуры оценки влияния на окружающую среду. Например, в настоящее время в реестре ОВД появляется немало документов на получение разрешений на разработку торфяников и добычу торфа. Однако общественные слушания провести нельзя, совещания тоже запрещены, в случае чего нет возможности приобщиться к судебным слушаниям. Можно только готовить письменные замечания и посылать их в Минэкоэнерго. Однако ведомство тоже ушло на карантин. Канцелярия якобы работает, и, как добавляет Екатерина Полянская, неделями придется ждать ответа, поступило ли определенное письмо или обращение по электронному адресу министерства.
«Для нас карантин — это период угроз, мы боимся, что можем что-то пропустить, на что-то не повлиять, потому экологам нужно быть на страже. С другой стороны, у нас появилось больше времени на какие-то глобальные проекты, на которые недоставало сил и ресурсов раньше. Хотя пришлось отложить немало конференций, семинаров и лекций, которые посвящены охране природы и биомногообразию. Также должен был заседать наш бассейновый совет Верхнего Днепра и Десны, коллеги должны были обследовать много лесхозов, но пока все приостановилось, — говорит эксперт МБО «Экология-право-человек». — Хотя в некоторых странах действительно есть хорошие изменения. У нас тоже там, где исчезает человек и уменьшается его деятельность, появляются больше возможностей для проникновения дикой природы».
В конечном итоге, какой воздух, воду, почвы получим после карантина, зависит от каждого из нас. В настоящее время правительство установило немало табу на привычные для нас вещи. Но не жечь траву или не мусорить в лесу — правила более старые, чем карантинные ограничения.
Кроме того, ученые советуют власти сосредоточить внимание на более глобальных вызовах. Юлия Маклюк отмечала, что Южная Корея и ЕС уже разрабатывают планы зеленых экономических стимулов для выхода из кризиса. «ООН призывает другие страны убедиться, что их посткризисные инвестиции являются дружественными к климату. Украина должна следовать этому примеру, создавая экологические и экономические планы выхода из рецессии уже сейчас. В частности, важно поддерживать зеленый бизнес и переориентировать грязное производство», — добавила климатическая активистка.
Если в настоящее время Земля действительно возобновляется после многолетней эксплуатации человеком, то возвращать ее к предыдущему ритму жизни тоже стоит осторожно и расчетливо. Идет речь не только о переориентации бизнеса на зеленые технологии, но и о качественной системе контроля сохранения природы на уровне каждой страны. В Украине работы еще уйма. Годами реформируют Государственную экологическую инспекцию, до сих пор колеблясь, какими же функциями наделить новый орган. В свое время даже обещали создать экологическую полицию, которая как раз могла бы быстро реагировать на любые природоохранные нарушения. Кстати, о ее миссии и важности «День» говорит дольше, чем реформируется ГЭИ.
ГОЛОС С «ФЕЙСБУКА»