Удобно и доступно, без очередей и нервотрепок мечтают ездить на отечественном транспорте украинцы. Доступно уже никак не получится — все в жизни неудержимо дорожает, а вот об удобстве пассажиров обещает уже в ближайшее время позаботиться Министерство транспорта и связи. В Минтрансе разработали концепцию внедрения «Автоматизированной системы «Единый электронный билет» на все виды транспорта.
Норма «единый» подразумевает отсутствие дифференциации самих проездных документов и места их приобретения по видам транспорта. А «электронный» — упразднение практикуемого сегодня оборота печатных билетов в пользу электронных, оформляемых через глобальную сеть интернет. И если раньше говорили о внедрении «электронного билета» на железнодорожном транспорте, то сегодня «замахнулись» уже на всю междугородную транспортную систему государства, будь то автобус, поезд или самолет.
Для потребителя внедрение «электронного билета» должно быть выгодно из-за возможности выбора оптимального маршрута движения с использованием нескольких видов транспорта посредством автоматизированной универсальной системы. Пассажир сможет заказать сквозные «электронные билеты» через интернет на все виды транспорта из одного населенного пункта в другой, даже если между этими пунктами нет прямого сообщения. А еще плюсом для пассажира при внедрении данной системы должно стать удешевление проезда в транспорте благодаря упразднению накладного расхода — ведь проплатить такой билет можно будет в любом отделении «Укрпочты».
Транспортники также должны выиграть от автоматизации и оптимизации системы реализации услуг транспортного сообщения. «Оптимизация управления транспортными потоками — это одно из главных преимуществ системы. Минтранссвязи получит полную реальную картину пассажиропотока. Информация будет поступать в единый компьютерный центр, и мы, благодаря этому, в режиме он-лайн будем видеть картину концентрации пассажиропотоков и сможем формировать рейсы таким образом, чтобы они были рентабельными. Нынешнего хаоса, когда в одном селе люди заталкиваются в переоборудованную маршрутку, а из другого села в город едет большой автобус с тремя пассажирами, не будет», — отметил министр транспорта и связи Украины Иосиф Винский.
Так система будет выглядеть в идеале — при условии бесперебойной работы. Однако до описанного идеала функционирующему в сегодняшних условиях украинскому транспортному организму с рядом хронических заболеваний очень далеко. Только на гармонизацию графиков всего транспорта уйдут годы. Да и совершенствование системы как автоматизированной структуры займет уйму времени. Правда, в ведомстве, по словам Винского, осознают все трудности, с которыми придется столкнуться, более того — намерены заручиться поддержкой средств массовой информации и общественности для реализации столь грандиозных планов. А «воевать» инициаторам «электронного билета» придется против самих транспортников и представителей звена реализации услуг, через которое по коррупционным схемам отмывается, по данным Минтранса, до 70 миллиардов гривен.
«Перевозчикам должно быть выгодно внедрение «электронного билета» и упразднение кассовой системы, поскольку если сегодня расчет за предоставленные услуги они получают в течение нескольких суток, то в будущем будут его получать практически в режиме он-лайн», — уверен министр. А тех, кто не увидит выгоды от автоматизации продаж билетов и воспротивится воле руководства ведомства, присоединиться к системе заставят через ужесточение лицензионных условий.
Транспортники же в запуске «Автоматизированной системы «Единый электронный билет» уже сегодня видят попытку ведомства «прибрать к рукам» бухгалтерию отрасли и обещают потребовать от Минтранса публичных обоснований внедрения всех предусмотренных данной новацией норм. Однако до словесных баталий, которые, несомненно, повлечет попытка запуска единого «электронного билета», еще далеко. К концу текущего года планируется открыть всего лишь первый пункт продажи билетов. В 2009 году будут внедрять «электронный билет» на железнодорожном и авиатранспорте, и только потом — на автомобильном. Со временем разрозненные электронные системы сведут в единую, потом ее подключат к интернету и еще долго будут отлаживать данный механизм. К слову, только на старте для запуска этой автоматизированной системы необходимо как минимум 20 миллионов гривен — это при учете экономии на уже технически оборудованных почтовых отделениях. То, что отрасль «лишними» средствами не богата, тем более в условиях усугубляющегося кризиса, доказательств не требует, а значит, к реальной продаже «электронных билетов» в Украине приступят не раньше 2012 года. А до того времени об обещанном комфорте остается разве что мечтать.