30% жителей столицы утверждают, что стали хуже себя чувствовать в финансовом плане по сравнению с прошлым годом (причина — рост цен). Их больше всего волнуют транспортные проблемы (68%) и ухудшение экологии (66%). В частности, такие выводы сделали эксперты Киевского института проблем управления им. Горшенина по итогам исследования «Киев: реальная ситуация», которое провели в конце октября-начале ноября этого года. По их данным, половина киевлян утверждает, что в Киеве много приезжих. Но, по мнению экспертов, тенденция к переезду из регионов в столицу вскоре может измениться, поскольку другие большие города также начали поднимать свой экономический уровень.
— До уровня жизни в Киеве начали приближаться другие украинские мегаполисы: по статистическими данным, большинство из них теперь находятся на том же уровне, на котором был Киев четыре—пять лет назад. Это произошло благодаря инвестициям, деятельности местных элит, уменьшению оттока региональных элит в Киев, — объяснил директор Киевского института проблем управления им. Горшенина Кость Бондаренко. — Что касается проблем, которые волнуют киевлян, то очень важно, что, по их мнению, то они не обусловлены принадлежностью к определенным нацменьшинствам (как и политические вкусы): большинство представителей нацменьшинств думают приблизительно так же, как украинцы. Это говорит о формировании у нас единой политической нации, поскольку идея будущего, которое объединяет всех, является главным признаком нации.
Благодаря опросу, социологи еще раз подтвердили то, что из политиков больше всего симпатий у киевлян вызывает Юлия Тимошенко: 50% опрошенных относятся к ней очень благосклонно (30% не доверяют). Сохраняется баланс у Президента Украины Виктора Ющенко: положительно к нему относятся 42% киевлян и приблизительно столько же — отрицательно, а больше всего претензий (кроме Черновецкого) жители столицы имеют к Виктору Януковичу — 60% его недолюбливают, при этом эксперты указывают, что ошибкой является утверждение, что за него голосовало русскоязычное население. Когда киевляне принимали решение за кого голосовать, то как и вся Украина, большинство ориентировалось на личность, а не на партийную программу или идеологические основы.
В ходе изучения отношения киевлян к городской власти, специалисты столкнулись с неизвестным к этому времени явлением и назвали его «феномен Черновецкого». Суть в том, что при всей нелюбви к нынешнему мэру (60% оценили его деятельность очень отрицательно), он имеет стабильное количество своих сторонников — 18,5%. Более того — если бы выборы состоялись в ближайшее время, Черновецкий, скорее всего, снова бы сел в кресло мэра Киева. По мнению экспертов, одна из причин — в распорошенности голосов между несколькими конкурентами: Александром Омельченко (17%), Юрием Луценко (16%) и Виталием Кличко (14,5%). Кроме того, 30% киевлян не могут решить, за кого бы они отдали голоса, при этом значительная их часть склонна голосовать именно за нынешнего мэра.
— Одна из главных претензий к Черновецкому со стороны оппозиции — коррупция, хищение земель, — отметил социолог Владимир Застава. — Но если посмотреть на проблемы, которые больше всего волнуют киевлян, то хищение земель находится на 15-м месте (1,9%). Это означает, что такое апеллирование к избирателю не находит отзыва. Устранить Черновецкого путем уменьшения его электората очень тяжело, потому что у него он самый активный и стабильный. Кстати, больше всего его поддерживают жители Деснянского, Святошинского и Голосеевского районов старшие 50 лет.
Эксперты очень осторожно дают комментарии по поводу политтехнологии «феномена Черновецкого». Руководитель департамента социологических исследованные института им. Горшенина Владимир Попович утверждает, что для этого следует подробнее опросить людей в районах, где мэр пользуется самой высокой поддержкой, потому что «говорят, что он много помогал старшим людям материально, таким образом, это могло произвести на людей впечатление в целом». Вместо этого другие эксперты — психиатры — говорят об индивидуальном подходе к избирателю-пенсионеру (пакеты с подарками, поздравительные открытки на праздники, которые также создают о человеке впечатление «в целом»), а также — о заимствованной из сетевого маркетинга системе «собирания» электората (кто больше людей сагитирует голосовать за Черновецкого, тот получит больше бонусов).
По мнению экспертов, если кто- то из малоизвестных кандидатов активно поработает в течение ближайшего времени, отведенного к следующим выборам (специалисты уверяют, что даже если они состоятся преждевременно, в запасе есть еще 1—1,5 года), он перетянет к себе распыленные голоса уже упомянутых кандидатов от оппозиции. И уже тогда политическая картина Киева может измениться.