300 — это много или мало? Для спектакля, идущего с аншлагами полтора десятилетия, цифра довольно внушительная. 4 июня в Театре им. И. Франко юбилей. Трехсотый раз артисты покажут «Энеиду» Котляревского, поставленную режиссером Сергеем Данченко. Эта бурлеск-опера считается визиткой коллектива, ею они открывают сезон и всегда показывают на гастролях.
Данченко задумал поставить «Энеиду» еще когда возглавлял Театр им. М. Заньковецкой во Львове. Но от мечты до ее воплощения в Киеве прошло восемь лет. Не видел режиссер, кто сможет сыграть главную роль. И лишь когда в труппе франковцев появился Анатолий Хостикоев, Сергей Владимирович приступил к работе. Для академической сцены фолк-опера стала событием и ответом на вопрос о национальном в украинском театре. Режиссер создал полифоническое действо, соединив драматическое слово, вокал, хореографию, синтезировал эпос и эстраду. Критика назвала постановку шоу, а театральные кассы стала осаждать молодежь. Лишь после триумфальных гастролей по бывшему СССР и зарубежным странам тон рецензий изменился на 180 градусов. Спектакль дал возможность посмотреть на театральный процесс со стороны, сделать переоценку устаревших взглядов на возможности и границы украинской сцены.
По словам Анатолия Хостикоева, исполнителя главной роли Энея, спектакль-долгожитель дорог для всех франковцев, так как в этой работе занята практически вся труппа театра. «Когда рождалась постановка, на репетиции царил дух студийности, — вспоминает Анатолий Георгиевич. — Не было обид, что у тебя большая роль, а у кого-то эпизод. Ведь в массовке, наряду с начинающими артистами, играют корифеи. Кроме раскрытия характеров героев поэмы, многим коллегам пришлось впервые брать в руки микрофон и петь арии. Понятно, что наши вокализы отличаются от того, как эти партии исполнили бы певцы. Композитор Сергей Бидусенко, присутствуя на репетициях, помогал освоить новую профессию. Спектакль получился динамичным и музыкальным, но технически сложным для исполнения. Например, Владимир Абазопуло, прекрасно фехтующий, придумал характерный танец с саблями, придавший постановке зрелищности. Они вместе с Владимиром Нечипоренко делают просто уникальные трюки и многим премудростям жонглирования обучили нас. Причем оружие не бутафорское, а практически боевое. Естественно, чтобы хорошо им владеть, приходится ежедневно тренироваться. Когда мы были на гастролях в Кракове, журналисты были поражены, что все трюки мы делаем сами, а не используем каскадеров».
С «Энеидой» связано много разных моментов в судьбе А. Хостикоева. После премьеры актер заболел, слег в больницу с воспалением легких. Что делать дирекции, когда на месяц вперед все билеты проданы? Заменил коллегу на четыре спектакля режиссер Игорь Афанасьев, ныне он живет и работает в США. С момента выздоровления и по сей день Анатолий Хостикоев остается единственным исполнителем роли Энея. Если вначале он играл безудержного «парубка моторного», то сегодня его герой возмужал, пройдя различные испытания и стал этаким Энеем Анфизовичем. Как признался актер, этот образ один из самых любимых. В 1987 году, во время гастролей в Москве, он простудился и пришлось петь речитативом. После спектакля в гримерку зашел великий тенор Иван Козловский с коньяком и конфетами. Постановка ему очень понравилась, и почувствовав, что у Анатолия проблемы с голосом, на открытке записал рецепт чудодейственного гоголя-моголя, приняв который, актер на следующий день пел уже без проблем. Кстати, на творческих вечерах Хостикоева всегда просят исполнить арии из «Энеиды», и он охотно выполняет заявки слушателей. А однажды в Польше иностранные коллеги устроили франковцам теплый прием после спектакля. Не заметили, как прошла ночь, и они с Богданом Бенюком пели партии за всех героев поэмы И. Котляревского, а выглянув в окно гостиницы, с удивлением обнаружили толпу слушателей, устроивших овации за импровизированный концерт.
Несколько лет назад Хостикоев вдруг почувствовал, что «хлопець хоть куди козак» ему надоел. Сергей Данченко снял спектакль с репертуара. И вот однажды в театр пришло письмо от поклонников с просьбой не отказываться от «Энеиды», ведь эта постановка дорога зрителям. В ней блестящие образы созданы Богданом Ступкой — Автор (единственный из франковцев, игравший этот спектакль все 300 раз), Анатолием Хостикоевым — Эней, Виталием Розстальным — Зевс, Владимиром Колядой — Меркурий, Богданом Бенюком — Эвриал, Натальей Сумской, Полиной Лазовой — Дидона и Лавиния, Владимиром Абазопуло — Турн, Любовью Кубюк, Людмилой Смородиной — Юнона, Владимиром Нечипоренко — Вулкан и др. Как признался Хостикоев, письмо было такое теплое и искреннее, что на сборе труппы франковцы решили вновь вернуться к постановке.
Свой юбилейный, трехсотый, спектакль актеры посвящают создателям «Энеиды», увы, уже покойным, — режиссеру Сергею Данченко и балетмейстеру Борису Каменьковичу.