Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Есенин — Дункан: киевская версия

В Национальном культурном центре Украины в Москве прошел вечер памяти поэта
15 декабря, 2010 - 19:37
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «МНЕ ТЕСНО В ИМЕНИ СВОЕМ...»: ЛАРИСА ТРОЯНОВСКАЯ (ДУНКАН) И ЕВГЕНИЙ НИЩУК (ЕСЕНИН) / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕАТРОМ «СУЗІР’Я»

Эта программа состоялась в рамках проекта «Украинский театр» и была посвящена 115-летию со дня рождения Сергея Есенина. История непростых, драматичных отношений знаменитого поэта Сергея Есенина и легендарной американской танцовщицы Айседоры Дункан привлекает внимание многих писателей. Известный драматург киевлянка Татьяна Иващенко, в творческом портфеле которой более десятка пьес, активно идущих на сценах украинских театров, заинтересовалась темой Есенина и Дункан давно. Ее пьеса рассказывает о знакомстве двух ярких личностей, о их любви. Сюжет романтичен и проникновенен. Драматург, вложив в текст сентиментальность женской души, построила свою версию на несходстве характеров двух гениев ХХ века — литературы и танца.

Татьяна Иващенко призналась, что во время работы над пьесой ей приснился Есенин, который сказал: «Мне тесно в имени своем...», — и драматург так и называла свое произведение. В попытке «расширить» рамки имени Есенина, она строит пьесу в виде любовного диалога-поединка поэта со знаменитой танцовщицей Айседорой Дункан.

Пьеса увидела свет рампы в Киевской мастерской театрального искусства «Сузір’я» в постановке режиссера Владимира Борисюка (сценография Андрея Александровича-Дочевского) и уже несколько лет пользуется большой популярностью у киевских зрителей. Лариса Трояновская играет роль Дункан, а Евгений Нищук — Есенина. Герои встретились, когда ей было 43, а поэту 27... Две, словно с разных планет, трагичные судьбы. Они попытались вопреки всему объединить любовь и творчество. Это история о желании быть вместе и невозможности счастья... Драматичные диалоги, в которых схлестываются неразрешимые противоречия, переплетаются с монологами-раздумьями героев. Движутся по сцене наклонные пандусы декораций с частоколом пустых бутылок, в каждой из которых — оплывшая свеча, как потухшая жизнь... Кроме актеров в спектакле действуют большие куклы Есенина и Айседоры, выполненные пародийно. Актеры обращаются с ними как с марионетками, образно подчеркивая эфемерность утверждения, что человек сам творит свою судьбу...

Бесшабашный Есенин-Нищук, пытаясь освободиться от пьяного угара, пляшет надрывную цыганочку. Он словно хочет вырваться из тупика, в который себя загоняет, почти навзрыд читает стихи... Айседора-Трояновская, рассказывая о жизни танцовщицы, то безудержно веселится, то не может понять России, куда ее занесло, то непререкаема, когда речь идет о ее творчестве, то страдает от непостоянства Есенина, то не скрывает слез, вспоминая о детях... И самозабвенно любит, не прислушиваясь к разуму, а только идя на звук собственного сердца. Дункан смотрит на любимого мальчика-мужчину и принимает неизбежность рока. Тихим эхом звучат слова Айседоры: «Я люблю тебя, а ты?». Как зловещее напоминание будущего, шарф струящимся шлейфом скользит за уходящей Дункан... И эта страница жизни перевернута...

Алла ПОДЛУЖНАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ