Всего полторы недели осталось до намеченных на 22 ноября трехсторонних (Украина — Европейский Союз — Россия) переговоров в бельгийской столице. Их содержание очень емко определил премьер-министр Украины Николай Азаров: «В Брюсселе будет встреча представителей энергетического бизнеса Европы... Достаточное количество стран будет представлено, с участием Украины, Европейского Союза и России. Это будет первая трехсторонняя встреча, которая, на мой взгляд, должна дать ответ, какими темпами, какими силами, какими ресурсами и с участием каких сторон будет осуществляться модернизация нашей ГТС».
До сих пор об этом были одни только разговоры, причем несогласованные. Россия в них не только не участвовала, но скорее даже их саботировала, поскольку хотела бы получить ГТС под свой безраздельный контроль. Европейцы также не проявляли практической активности — ожидали российского выбора между экономически невыгодным решением о строительстве газопровода «Южный поток» и гораздо менее затратным курсом на модернизацию украинской ГТС. В Европе хорошо знают, что Россия ради политических выгод может легко пренебречь экономикой...
Согласие РФ на трехсторонний формат украинский специалист по вопросам ЕС Роман Шпек считает хорошим знаком: «Прежде всего надо, чтобы состоялась встреча и было продемонстрировано, что все хотят работать в трехстороннем, а не двустороннем формате». Сильное впечатление оставило также недавнее заявление украинского премьера. «Это для нас потери. Это для нас крайне невыгодный вариант. Мы предложили ЕС и России — и я надеюсь, что такая трехстороння встреча пройдет в ближайшем будущем , — рассмотреть вопрос о реконструкции нашей южной сети газопроводов с тем, чтобы вложить в двадцать раз меньше средств в модернизацию наших южных газопроводов и выйти в ту же самую точку — город Бургас в Болгарии с тем же самым объемом газа, который планируется направлять по системе «Южного потока», — сказал Азаров.
Но если Федеральная резервная система США (аналог нашего Нацбанка), опасаясь новой волны кризиса, включает в качестве стимулятора экономики печатный станок для производства долларов, то в мире тут же растут цены на нефть. Еще только в ожидании состоявшегося на днях решения ФРС они достигли в мире нового шестимесячного максимума. Естественно, это отнюдь не радует Украину. Главную угрозу, докатившуюся до нас вместе с этой глобальной волной, составляет все же не нефть, а все та же газпромовская формула. Нетрудно предположить, что в соответствии с нынешними нефтяными тенденциями она потянет вверх и цену газа для Украины.
Этим удивлены даже в Организации стран — экспортеров нефти. Генеральный секретарь ОПЭК Абдалла эль-Бадри сказал в ходе встречи с Азаровым в Вене: «Сегодня уже нет прямой ценовой связки нефти и газа, поскольку начались мощные разработки сланцевого газа в Соединенных Штатах». И неслучайно Украина — крупный импортер углеводородного сырья — хочет стать наблюдателем при этой организации. На днях Азаров сообщил, что сделал такое предложение в ходе встречи с Абдаллой эль-Бадри. «Для нас чрезвычайно важно знать политику основных производителей нефти, знать основные параметры и прогнозы. Поэтому участие нашей страны как наблюдателя при ОПЭК мне представляется целесообразным», — сказал премьер журналистам. Кроме того, он заявил, что Украина заинтересована в активизации отношений с ОПЭК в связи с увеличением объема транзита нефти через территорию страны. По словам главы украинского правительства, с нынешнего года транзитом через Украину в Беларусь поставляется венесуэльская нефть (на 17 ноября намечена пробная аверсная прокачка нефтепроводом Одесса-Броды), идут переговоры о транзите нефти из Азербайджана. «Украину интересуют прогнозы ОПЭК, информация о ситуации на рынках — о рисках и перспективах развития рынков», — сказал премьер, надеясь, видимо, что сотрудничество с ОПЭК позволит Украине каким-то образом сдерживать нефтяное ралли, превращающееся в «газовую камеру» для украинской промышленности.
Правда, в экспертном сообществе не особенно верят в успех этого премьерского предприятия. «Цена газа для Украины в течение следующего года может колебаться от 260 долл. до 275 долл. за тысячу кубометров (против 252 долл. в четвертом квартале этого года)». «Будущему правительству Украины (а я уверен, что после 2010 года у Президента будут все предпосылки, чтобы серьезно заняться реформированием правительства), — говорит А. Нарбут, — придется всерьез решать задачу повышения энергоэффективности, в том числе и путем повышения внутренних цен для всех потребителей, и менять энергетическую стратегию...». Эксперт прав. Стоит ли вымаливать изменение российской формулы, если резервы энергоэффективности в стране практически не используются? Достаточно сказать, что компания «Зорг Биогаз Украина» намерена строить биогазовые станции в ЮАР и Греции, тогда как у себя не очень получается. И не удивительно. На ее высокотехнологичное оборудование и используемые им отходы животноводства отечественный закон о зеленом тарифе не распространяется.