Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Есть ли рамки у престижа?

14 апреля, 2006 - 19:02
ФОТО PHL

Автомобиль «Мерседес S-500», приобретенный недавно Национальной акционерной компанией (НАК) «Нафтогаз Украины», передан в автомобильный салон для продажи. Об этом сообщили в управлении по связям с общественностью НАКа, передает Интерфакс-Украина. Ранее Президент Украины Виктор Ющенко приказал председателю НАК «Нафтогаз» Алексею Ивченко продать машину, которую недавно приобрели для его автопарка. Кроме того, Виктор Ющенко сообщил, что будет настаивать на моратории на такие операции, как закупка госслужащими таких машин, квартир и тому подобного. Ранее в СМИ прошла информация о заявлении главы «Нафтогаза Украины» Алексея Ивченко, что это госкомпания купила ему новый автомобиль «Мерседес», поскольку он привык ездить только на последних моделях. Какими должны быть границы престижа у представителей власти? Об этом — в комментариях.

Евгений ГОЛОВАХА , доктор философских наук, заместитель директора Института социологии НАН Украины:

— В цивилизованных странах о своем престиже заботятся по-другому. Существует категория «социального престижа» и авторитета в обществе, но его получают не так, как у нас. В цивилизованных странах избыточная потребительская инициатива рассматривается как признак недостаточно достойного государственного служащего. Надеялся, что за 15 лет чиновники наконец «наедятся». Сегодняшние факты свидетельствуют о том, что у нас не должное представление об уважении к человеку в обществе. К сожалению, пока такие тенденции сохраняются, мы будем иметь и соответствующую эффективность власти. В мировой социологии существует теория постматериальных ценностей, согласно которой существует два уровня ценностей. Первый — материальный, когда человек ориентируется в первую очередь на материальные предметы потребления. Это свойственно демократически недостаточно развитым странам. В странах развитой демократии преобладают постматериалисты, которые основным считают ценности духовного плана, материальные ценности становятся для них второстепенными. Возможно, они уже «наелись» и для них стали более интересными ценности духовные. Среди украинцев, к сожалению, больше материалистов, а среди чиновников — их подавляющее большинство. Они считают, что чем больше материальных ценностей накопят, тем высшим будет их престиж. Когда наши чиновники поймут, что присоединение к Европе означает присоединение к системе ценностей, а не к определенной территории, то дела изменятся. Тогда будет больше постматериалистов. Кстати, на Западе чиновники не имеют служебных машин. Они покупают их за собственные средства и сами их водят. Конечно, если человек обеспеченный, он может позволить себе купить дорогую машину, но среди тех чиновников не так уж и много обеспеченных людей, впрочем они не хотят покупать за государственные средства.

Андрей КУРКОВ , писатель:

— Престиж ограничивается государственными средствами. Чиновник ведь приобретает вещи за государственные деньги, а не за собственные. Для сравнения, поедьте в Лондон и посмотрите, на чем там ездят члены правительства. Наши чиновники среднего звена ездят на более дорогих машинах, чем премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Он ездит на «Ягуаре», который в среднем стоит около 50 тысяч долларов. Стремление украинских чиновников к престижу можно объяснить «африканским синдромом» или синдромом богатого правительства в бедной стране, когда не существует никакой концепции развития страны, а власть воспринимается как рабочее место, которое предоставляет возможность хорошо подзаработать и красиво пожить. Этот синдром в первую очередь возникает от отсутствия культуры. Есть люди, которые любят то, что блестит, а есть те, которые не любят блестящее. Те, кто понимает, что неблестящее может быть дороже блестящего, не подвержены этому синдрому. Те, для кого внешний престиж является определяющим, это люди без культурного базиса. Мне кажется, преодолеть эту «болезнь» практически невозможно. Если она зародилась в человеке, то отказаться от подобных наклонностей он может только вынужденно. Кто может взять на себя эту роль? С таким законодательным органом, как наша Верховная Рада, которая принимает закон о пожизненном содержании народных депутатов, никаких изменений не будет. Эти люди идут туда, чтобы всю жизнь купаться в бесплатном масле. Инициировать введение ограничений на чиновничьи аппетиты могло бы общество, которое превращается в гражданское, мас- медиа, просто люди, которые не больны этим вирусом и к мнению которых прислушиваются.

Ольга КОРНИЙЧУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ