Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Этнографические признаки — еще не народность»

25 февраля, 2008 - 20:12
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В выставочном зале Центра культуры и искусства НТУ «КПИ» состоялось празднование 100-летия со дня рождения Григория Ивановича Синицы.

Этот талантливый украинский художник-монументалист является одним из учредителей национальной колористической школы. Григорий Синица изобрел новую монументальную технику — флоромозаику. Этот вид искусства включает в себя использование разнообразных материалов исключительно естественного происхождения: камыш, кукурузные стебли, косточки плодовых деревьев, кости животных, желуди, каштаны, кедровые и сосновые шишки, ракушки. В постоянно действующей экспозиции Центра культуры и искусства представлено свыше 20 монументальных полотен из флоромозаики, над каждым из которых автор работал от двух до трех лет.

Жизнь Григория Ивановича пришлась на бурные годы. Он пережил революцию, войны и голодоморы... Его вели на расстрел в Бабин Яр, однако Синице чудом удалось спастись. На глазах художника состоялось падение советской системы, чиновники от культуры которой не воспринимали произведений мастера, однако Григорий Иванович был убежден, что избрал верный творческий путь... Более 11 лет как нет мастера на этом свете, однако его произведения и до сих пор живут, они волнуют зрителей, а ни одна частичка раковины, косточки еще не отпала от его картин. Художник собственноручно изобрел формулу уникального клея для своих полотен и, к сожалению, при жизни Григория Синицы никто не поинтересовался ее составляющими...

Просматривая полотна Григория Ивановича, перед глазами зрителей проходит словно цветная летопись истории славян, Киевской Руси и Украины различных периодов: «Скифы», «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый», «Байда», «Бабий Яр» и др.

— Я понял и усвоил: народное искусство — первоисточник художественных форм... Оно известно давным-давно, оно жило, набиралось сил в народе, в его недрах, — подчеркивал Г. Синица. — Этнографические, сюжетные, другие признаки — это еще не народность. Речь идет о системе мышления, где цвет выступает как образ, о глубинном явлении самобытного в палитре художника...

— Тот, кто посещает эту выставку, становится свидетелем и непосредственным участником большого духовного события, — подчеркнул Геннадий Варламов, проректор НТУ «КПИ». — Мы получили в наследство большое сокровище мастера. У нас длительное время был сугубо технический вуз, однако еще Виктор Кирпичев (бывший декан КПИ) мечтал, чтобы в нашем институте было как в Цюрихе: два огромных корпуса, а между ними музеи — технический и творческий, — и, чтобы студенты, переходя из корпуса в корпус, имели возможность просматривать лучшие образцы искусства. Благодаря Г. И. Синице мы имели возможность осуществить вторую часть — творческий музей. Теперь, мне кажется, спор физиков и лириков должен закончиться. Ведь без художников не было бы возможным творчество инженеров, а без инженеров — художников, они вдохновляют друг друга и в этом их единство.

— Я считаю, что в своих работах Григорий Иванович опередил свое время, — делится своими размышлениями Виктория Теткина, заведующая картинной галереей Центра культуры и искусства НТУ «КПИ». — Ему суждено было создать новую живопись, построенную на колористической основе, то есть на диалектическом понимании единства противоположных цветов: холодных и теплых, светлых и темных. Он изобрел новую монументальную технику и дал ей название — флоромозаика. Подобных мозаик в мире нет! В руках мастера, который показал эстетическую сущность предметного мира природы, обычные каштаны, ракушки и косточки превращались в удивительные художественные образы.

«Дню» удалось пообщаться с учеником Григория Синицы и реставратором его работ — Леонидом Троицким, членом Национального союза художников, членом-корреспондентом Украинской академии архитектуры:

— Я познакомился с Григорием Ивановичем еще в 1966 году, меня сильно поразили его работы, которые я увидел в Донецке. При недавней реставрации работ флоромозаик Синицы, я по-новому взглянул на его творчество. Углубленно воспринял его колористическое и композиционное построение произведения, вспоминая его творческие тезисы: «Колорит — основа живописи. Это борьба теплых и холодных тонов, темных и светлых, это их колористическое единство. Вот чем берет народная живопись. Здесь сам цвет выступает как образ». Как по мне, то вот к этой лаконичной формулировке Григорий Иванович шел всю свою творческую жизнь. Он был практик и философ. Отдельно хочу сказать и об абстракциях Григория Синицы. Они адресные и создают образ, который родился в фантазии художника. Эти картины — современные в своем движении. Всю свою жизнь Григорий Иванович прожил довольно скромно, ведь ни одной своей картины он не продал, а мечтал сберечь целостность своих монументальных трудов для потомков. Я считаю, что мы должны оценить этот творческий бескорыстный дар великого украинского художника.

Елена РЯБЕЦ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ