Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Фантасмагория или памфлет?

14 февраля, 2006 - 20:07
РЕЖИССЕР СТАНИСЛАВ МОИСЕЕВ: «Я НЕ БОЮСЬ ОБВИНЕНИЙ В КОНЪЮНКТУРНОСТИ» / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

17 февраля Молодой театр покажет премьеру «Московиады» Юрия Андруховича, это будет первое прочтение романа на украинской сцене.

Спектакль с большим нетерпением ожидается театралами. А разговоры о том, что режиссер Станислав Моисеев по-новому читает Ю. Андруховича, подогревает интерес публики. Масла в огонь добавляет тот факт, что, в декорациях спектакля, созданных Андреем Александровичем-Дочевским, прочитываются сегодняшние реалии русско-украинского газового конфликта (через всю сцену проходят «трубы»). Пессимисты говорят, что Молодой театр ставит политический памфлет о распаде империи, а оптимисты утверждают, что имея такой колоритный первоисточник, как роман Ю. Андруховича, нужно уж очень постараться, чтобы испортить его «Московиаду».

«День» решил узнать у постановщика Станислава Моисеева, как рождается спектакль. Режиссер является соавтором сценической версии «Московиады», созданной вместе с Надеждой Сымчич. Ю. Андрухович положительно отнесся к идее, что его роман поставят в киевском Молодом театре, не докучал замечаниями. Более того, Юрий вообще не видел ни одной репетиции. Не приедет Ю. Андрухович и на премьеру. Его задержали дела в Германии, но автор обещал появиться в Киеве 9—10 марта вместе с немецкими артистами, которые презентуют нашей публике спектакль «Орфей нелегалов», поставленный дюссельдорфским театром «Шаушпилль» по роману Ю. Андруховича «Переверзия», и вот тогда заодно киевский вариант своей «Московиады» увидит.

— Роман «Московиада» меня заинтересовал прежде всего своей неистребимой актуальностью, — подчеркнул С. Моисеев. — Дело в том, что нам иллюзорно казалось, что время прошло, СССР распался, но ныне каким-то образом, бумерангом история повторяется уже в 2006 году. То, над чем смеется или печалится автор, рассказывая о нашей жизни, отношениях между людьми, оказывается очень актуальным сегодня.

— Вам пришлось много поработать над инсценировкой? Что пришлось сократить?

— Инсценировка Надежды Сымчич меня не устроила. Романную форму невозможно поставить в спектакле. Ведь законы сцены и литературы разные. Поэтому пришлось много купировать, сокращать. Я оставил основной сюжет, основные события, коллизии, приключения героя, — т. е. основная канва «Московиады» сохранена.

— Этот спектакль можно назвать совместным проектом Театра им. И. Франко и Молодого театра (сценограф и исполнитель главной роли — франковцы)?

— Нет, «Московиада» — спектакль Молодого театра. Просто мы пригласили на постановку художника Андрея Александровича-Дочевского и актера Остапа Ступку из Театра им. И. Франко. Совместный проект предусматривает совместное финансирование, а этого нет. Нам финансово помогает Главное управление культуры Киевской горадминистрации. С Андреем мы давно знакомы, поставили несколько спектаклей, а Остапа я увидел в роли поэта, поэтому и пригласил на эту постановку.

— Премьеры еще не было, но будущий спектакль уже обрастает слухами...

— Что у нас получится, пока говорить трудно. Мы это поймем, когда увидим реакцию публики. Я не боюсь разговоров о конъюнктурности. Можно вспомнить, чего только не писали после нашей шиллеровской версии «Марии Стюарт» («В моем конце — мое начало»), обвиняя меня в памфлете на оранжевую революцию. Я долго смеялся, читая эти рецензии. Когда мы только начали создавать свой шиллеровский проект, то была совершенно другая ситуация в стране. Что ставить — это мы решаем, как правило, за полгода. Скажите, а кто мог предугадать, что фальсификации во время президентских выборов поднимут народ, который выйдет на Майдан?.. И когда я решил ставить «Московиаду», то мы с А. Александровичем-Дочевским заранее обсудили, как видим сценическое решение спектакля, и утвердили макет декорации — «трубы», тогда о газовых проблемах еще никто не говорил.

— Так вы, Станислав, провидец?

— (Смеется)! Да, да, похоже, провидец: Уренгой — Помары — Ужгород... Приходите на премьеру и сами составите представление о спектакле.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ