Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Фантазии на тему хазар

20 апреля, 2004 - 00:00

В субботу на малой франковской сцене Театра в фойе состоялась премьера спектакля «Охотники за снами». Ритуальные фантазии, навеянные творчеством Милорада Павича, поставил Александр Билозуб (он же автор идеи, сценографии и музыкального оформления).

На этот раз Театр обратился к пластической драме. Публику и актеров разделяла сетка. Подсвечивая ее, режиссер добился изменения угла зрения, и зрители оказывались, словно в зазеркалье. В основе спектакля лежит одна из 500 тем романа «Хазарский словарь» известного сербского писателя Милорада Павича. Это история о независимом племени кочевников, жившем между Каспийским и Черным морями в VII—X веках. Почему могущественное Хазарское царство со своей самобытной культурой, религией, этносом бесследно исчезло? Да, его силу подточили военные походы знаменитого полководца Киевской Руси князя Святослава. Но ведь исчезло не только царство, как государственное образование, а весь хазарский этнос. От культуры этого народа практически ничего не осталось. Что произошло? Существует легенда, что хазары исчезли из-за того, что отреклись от своей веры. Часть кочевников стала иудеями, другие приняли исламскую религию, а третьи — христианство. «Сон — це сад диявола й усі сни вже давно відомі», — так начинается постановка Билозуба. Грезы и явь смешиваются: шаманство, ритуальные пляски, заклинания. Текста мало, благодаря хорошо подобранной музыке, световым эффектам, актеры переходят на язык пластической драмы. Слова сменяют движения. Через пластику актеры рассказывают, что волнует их персонажей. Это рассказ об определенной культуре, которая для нас является «белым пятном». Пластика необычная, неординарная, ассоциативная. Это не мимические этюды, а психологические эссе, рассказанные языком жеста. Повествование о добре и зле, страхе и наваждении, любви и ненависти, коварстве и прощении. В спектакле поднимаются вопросы бытия: что такое жизнь и смерть, как человек рождается, зачем живет, чего стоит его жизнь? Трансформации людей-теней из прошлого, затерявшихся в лабиринтах истории, вызывают сильный эмоциональный заряд у зрителей, когда в финале герои приближаются к сетке, пытаясь вырваться из ее пут. Нас разделяют века… нельзя вернуть прошлое, но следует помнить: отрекаясь от своего корня, народ теряет все…

Интересно показали свой творческий потенциал молодые франковцы: Ярослав Гуревич, Татьяна Михина, Павел Пискун, Анжелика Савченко и Дмитрий Чернов, исполнившие главные роли. Режиссер Билозуб признался, что его «Охотники за снами» рождались непросто. Работа над спектаклем шла четыре месяца. Пришлось искать такой театральный язык, чтобы высокая литература нобелевского лауреата Милорада Павича обрела новые сценические краски. А зрители оценили полифонию его «Хазарского словаря». В музыкальном оформлении Билозуб использовал венгерские, армянские, украинские народные мотивы и современные ритмы. Свою главную задачу он видел в презентации молодежи франковцев, показав их в необычном ракурсе. Но это были не театральные дебюты великолепной пятерки. Актеры работают в Театра им. И. Франко уже два сезона. Прежде чем попасть в труппу, им пришлось пройти сложный творческий конкурс. Пискун, Чернов, Гуревич и Савченко приехали в Киев из Днепропетровска. Татьяна Михина работала в Харьковском театре им. Шевченко. Каждый из актеров уже имел дебюты на франковской сцене, войдя в несколько спектаклей текущего репертуара театра. Например, Михина играет Катарину в «Укрощении строптивой», Чернов сыграл Мотла, а Гуревич — Перчика в «Тевье-Тевеле», Савченко выступала в проекте Афанасьева «Школа Дон Жуанов». Актеры заняты в «Царе Эдипе» и «Божественном одиночестве. (Оксана)». Их зрители увидят и в следующей премьере франковцев. 22 апреля, уже на большой сцене, зрителей ждет еще один сюрприз — пьесу английского драматурга Терри Джонсона «Истерия» поставил канадский украинец, известный режиссер Григорий Гладий (в главной роли Зигмунда Фрейда выступит премьер франковцев Богдан Ступка). Подробнее об этой необычной и очень интересной работе читайте в ближайших номерах «Дня».

«Охотники за снами» — девятый спектакль Театра в фойе. Когда открылась эта маленькая сцена, руководство франковцев пообещало ставить постановки разных жанров, дав возможность актерам и режиссерам экспериментировать, и свое слово они держат.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ