Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Фейсбучное «землетрясение»

«Сбой в соцсетях – это результат человеческой ошибки», – эксперт
5 октября, 2021 - 17:53
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Распространить новость, прокомментировать чью-то заметку, договориться с коллегами о плане работы на день и просто полистать ленту новостей – это часть нашей цифровой жизни в социальных сетях. А вчера, 4 октября, сразу в трех соцсетях – Facebook, Instagram и WhatsApp – случился серьезный сбой, который длился шесть часов. Все веб-продукты одновременно перестали работать. В Украине это случилось приблизительно в 18.30.

Компания Facebook опубликовала по этому поводу обращение в Twitter: «Нам известно, что у некоторых людей возникают проблемы с доступом к нашим приложениям и продуктам. Мы работаем над тем, чтобы как можно быстрее вернуть все в норму, и приносим извинения за любые неудобства». О проблемах с Facebook было получено свыше 5,6 миллиона сообщений со всего мира.

Потом в интернете начала распространяться информация, что данные 1,5 миллиарда пользователей Facebook были проданы в Даркнете. Будто бы шла речь о проданной базе с именами, электронными ящиками, телефонными номерами, локациями и тому подобное.

Сегодня уже весь фейсбучный мир пришел в норму, пережив ночное землетрясение. Потому что в одно мгновение миллионы людей по всему миру остались без средств коммуникации. Да, это не единственный источник связи и информации, но один из ключевых. А новости якобы о продаже персональных данных никоим образом не добавляли позитива в этой ситуации. Получается, что человечество вовсе не защищено от подобных сбоев, а наоборот – может понести определенные персональные убытки.

Впрочем, эксперт по кибербезопасности Виталий ЯКУШЕВ успокаивает, никакой утечки данных в действительности не было. Правда, основная причина масштабного сбоя – человеческий фактор, а это уже риск не только для соцсетей, но и для всего человечества. «В данном случае этот сбой случился не из-за неисправности оборудования или природных катаклизмов. Это результат человеческой ошибки. Потому что инженер (или инженеры) компании Facebook делал настройку сетевого оборудования и совершил ошибку, которая привела к тому, что вся сетевая структура Facebook стала недоступной для интернета, – объясняет наш собеседник. – Исправить это удаленно было невозможно, надо было делать это в Дата-центре. А в условиях карантина все расслабились и не сидят на рабочем месте, поэтому этот процесс занял шесть часов, еще же необходимо было доехать специалистам в тот центр. Потом, как оказалось, из-за того, что не работали внешние каналы связи Дата-центра с интернетом, не работала и система защиты, которая должна была пропустить инженеров в Дата-центр. На это тоже было потрачено время. Потом понадобилось время на исправление настроек. Но это не были хакерские атаки, не было природных катаклизмов, подчеркиваю – это результат человеческой ошибки».

По словам господина Виталия, пользователи любой соцсети, к сожалению, не могут повлиять на отсутствие человеческих ошибок или же на квалификацию инженеров или менеджеров, работающих в ІТ-секторе. «Поэтому остается надеяться, что именно эта соцсеть будет понимать цену этой ошибки. Например, лично Марку Цукербергу это стоило свыше шести миллиардов долларов. Компания будет делать выводы очень быстро. Facebook работает полтора десятка лет, и такой масштабный сбой на несколько часов случился впервые. Были небольшие сбои неоднократно, но это жизнь, как говорят. Однако такого большого не было с начала появления Facebook, потому что в компании понимают, что это и потеря их денег также, – добавляет Якушев. – Сломов тоже никаких не было. Некоторые провокаторы начали публиковать о краже полутора миллиардов записей – это вообще не касается именно этого сбоя в Facebook. Все, что выкладывалось на страницах, было собрано специальными роботами, программным обеспечением в одну базу, то есть там никакой информации внутренней не было, и того, что вы публично не публиковали, тоже здесь нет. Поэтому с точки зрения безопасности никаких проблем не было, а с точки зрения комфорта, доступа к информации и общению – да, были».

Собственно, из-за проблем с общением многие из пользователей на время сбоя перешли в другие соцсети. По совету Виталия Якушева, как раз и стоит иметь заблаговременно альтернативные варианты коммуникации: «Необходимо понимать, что зависимость от соцсетей, когда они не работают, а мы не можем ничего сделать, вот это –  главная проблема. Необходимо помнить, что мы живем в цифровом мире. Мы зависим от цифровизации. Если мы не можем повлиять на работоспособность какого-то сервиса, то необходимо делать дублированные каналы связи, если пользуемся только месенджером в Facebook для общения с кем-то. Лучше иметь еще какие-то варианты общения с этим человеком. Надо помнить, что Facebook, Instagram и WhatsApp – это одна и та же сеть, поэтому надо иметь альтернативный канал связи. Да и делиться с любой сетью надо как можно меньшим количеством информации, потому что это в будущем, близком или далеком, может быть использовано против нас».

 

Инна ЛИХОВИД, «День»
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ