«Лунатизм» («Sleepwalking») — из тех незаметных, но по-настоящему качественных фильмов, которые внутри Голливуда создают противовес потоку экранного поп-корна — многомиллионного кино, ставящего на первое место зрелище без какой-либо интеллектуальной нагрузки. По жанру фильм Билла Мехера — это семейная, камерная драма, в Америке их еще называют малобюджетными. Малобюджетность, впрочем, не означает некачественность. Акцент здесь — на острых психологических конфликтах и высококлассных актерских работах.
Действительно, ни одной проходной роли нет, все объемны и достоверны. Стоит отметить талант перевоплощения Шарлиз Терон — она не побоялась взять образ Джолин, матери-кукушки, которая, по сути, бросает дочку на произвол судьбы. Терон вообще не отказывается от негативных или неоднозначных ролей — стоит вспомнить ее работу в «Монстре»; другое дело, что это не всегда хорошо у нее получается; однако Джолин можно причислить к удачным работам актрисы. Ник Стал блестяще исполняет роль Джеймса, брата Джолин — маргинала, неудачника, которому, впрочем, каким-то чудом удалось сохранить в себе остатки человечности. Особенно запоминается юная актриса Анна-София Робб, играющая главную героиню — 13-летнюю Тару; ей действительно удается эта сложнейшая партия ребенка, пережившего многочисленные лишения и очень рано повзрослевшего.
Среди исключений — Деннис Хоппер — отец Джолин и Джеймса, дед Тары. Понятно, что нужно было ввести в действие этого деспота, поломавшего жизнь всей семье. Но семейные катастрофы редко бывают черно-белыми: в таких случаях у каждого свой груз обид и свой страх, каждый пытается компенсировать внутренний надлом агрессией, чрезмерной жесткостью, давлением на самых близких людей, но ведь у каждого есть и свои уязвимые места. История героя Хоппера могла бы быть очень интересной, но его превратили в сплошное воплощение зла, в одномерного демона, которого и убить не грех.
И это, собственно, касается не только одной роли. Главный недостаток, в котором можно обвинить «Лунатизм», это чрезмерная литературность — с одной стороны и, как ни парадоксально, непродуманность сценария — с другой. Это очень портит заключительные эпизоды в целом неплохого фильма. Например, если внезапное исчезновение Джолин вполне соответствует логике событий, то ее возвращение выглядит драматургически малопонятным: зачем появилась, что с ней случилось, какой у неё план дальнейшей жизни — ответы должен дать именно этот персонаж, а не Джеймс, герой, вообще-то, второстепенный. Поэтому иногда кажется, что саму эту роль ввели лишь ради того, чтобы показать Терон. Что касается литературности, то такие сцены, как изобилующая слезами встреча матери и дочери или отъезд Джеймса в светлое будущее (хотя на самом деле — навстречу тюрьме) по трассе, видимо, могли бы быть замечательно описаны в финале какого-нибудь крепкого реалистического романа, а так, на пленке, выглядят предсказуемо мелодраматично, что не очень хорошо, учитывая серьезную интонацию фильма, само название которого заявляет более высокий уровень рефлексии. Ведь для Джеймса, Тары, Джолин жизнь до определенного момента была дурным наваждением, своего рода актом лунатизма, беспомощного хождения во сне, — а такая идея все-таки требует более мастерского воплощения.
Но все равно для режиссера-дебютанта Билла Мехера, до того занимавшегося только спецэффектами (пусть и в очень заметных фильмах — «Марс атакует!», «Бэтмен и Робин», «Люди Икс») такая психологически напряженная, негромкая драма — очень хороший результат. Было бы интересно посмотреть, в какую сторону он будет эволюционировать дальше.