Интересен «Форпост» прежде всего тем, что войска отрабатывали задачи, которые ранее перед ними не стояли. Все это время военные в основном, по «советской» инерции, готовились к глобальному противостоянию, развертыванию колоссальных сил в виде армий и фронтов, что сегодня вряд ли является актуальным. Раньше и от командиров требовалось немного: против роты в обороне наступать силами батальона и наоборот, а порядок того же наступления или обороны был расписан вплоть до действий последнего солдата в боевом уставе. В нынешних вооруженных конфликтах такой подход просто неприемлем.
В ходе нынешних учений вводные полностью отражали основные задачи, которые должны решать ПСО: локализация конфликта на ранней его стадии, выявление групп противника, мгновенное их блокирование и уничтожение. Вот легенда учений на аэродроме «Озерное» в Житомирской области. Диверсионная группа противника (его реально изображает разведрота механизированной дивизии) захватывает аэродром на нашей территории близ границы и ждет подлета основных сил, дабы развернуть войска в нашем тылу. При этом авиация прикрывает противника с воздуха. Наши войска силами звена истребителей вступают в воздушный бой, в это же время штурмовики атакуют наземные силы противника и уничтожают его средства противовоздушной обороны. Затем с военно- транспортных самолетов Ил-76 десантируются аэромобильные подразделения, «окончательно добивающие» врага.
Основной вопрос, который отрабатывался, — это обеспечение взаимодействия подразделений. Дело в том, что Объединенные силы быстрого реагирования в нашей армии создаются не на ровном месте. В частях определяются наиболее боеготовые подразделения, которые и входят в состав ПСО. Далее они занимаются «по своей программе». В таких условиях очень важно отработать «совместимость» подразделений разных родов войск — например, десантников и танкистов, ведь состав группировок, которые должны провести боевую операцию, будет определяться в каждом конкретном случае, в зависимости от обстановки и сил противника.
Второй задачей была отработка тактики действий. Окапываться на передовой, зарываясь поглубже от ядерного взрыва, как это было десять лет назад, и обезвреживать отряд спецназа противника в своем тылу — далеко не одно и то же. Сегодня войска осваивают новую тактику, разработанную с учетом последних вооруженных конфликтов, — войны в Чечне, операции в Афганистане и др. Использование боевых «двоек» и «троек», упор на снайперские подразделения, широкое использование всего спектра огневых средств (от стрелкового оружия и артиллерийского огня до нанесения бомбо-штурмовых ударов авиацией) даже против небольших групп противника — все это требования времени.
Оценивая действия войск в ходе «Форпоста», министр обороны генерал армии Украины Владимир Шкидченко заметил, что создание как Сил быстрого реагирования, так и Передовых сил обороны вообще вызвано двумя причинами. Во-первых, это требование времени, и подобные структуры создаются во многих странах мира. Во- вторых, для Украины это также вынужденный шаг, позволяющий сохранить обороноспособность державы в условиях, когда армия не обеспечивается даже по минимуму ни материально-техническими средствами, ни средствами на полноценную боевую подготовку.
Стоит заметить, что ПСО обеспечиваются в первую очередь среди всех частей и подразделений наших Вооруженных сил. Однако, как показывает опыт общения с командным составом Сил быстрого реагирования, здесь также остро стоит вопрос, например, снабжения горюче-смазочными материалами. Как сказал командир одного из аэромобильных подразделений, «руководство старается обеспечивать наши потребности, но что мы можем требовать, зная об общем положении в обеспечении армии?».