Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Фотоувеличение

17 сентября, 2007 - 19:15
ОДНА ИЗ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА ВЫСТАВКЕ РАБОТ КОНСТАНТИНА ДОНИНА

В галерее «Триптих» открылась фотовыставка «Кадр за кадром» — уникальные наблюдения Константина Донина за режиссером Кирой Муратовой во время съемок фильма «Два в одном».

Сегодня фотографируют все. В основном, себя — на фоне... пирамид, Эйфелевой башни, Карлова моста, Собора Святого Яна. Вы легко можете продолжить список, если заглянете в собственный альбом, призванный напоминать о том, где экскурсовод разрешал высадку из автобуса во время выстраданного отпуска. Бывают и другие фотографии. На них опять же вы (или ваши друзья), напряженно улыбающиеся, рядом с Никитой Михалковым, Аллой Пугачевой, Савиком Шустером. Кому повезло, может быть, — и с Элтоном Джоном.

Не хочу никого обижать, этот вид аматорского творчества можно называть как угодно, но только не искусством фотографии. Остановить мгновенье может далеко не каждый. Это особый дар. Тандем человека и почти одушевленного механизма, где один должен понимать другого, прислушиваться к нему, советоваться.

Констанин Донин — именно такой художник. Его черно-белые фотографии, сделанные во время съемок фильма культового украинского режиссера Киры Муратовой «Два в одном», завораживают и удивляют. Не знаю, какое количество времени провел фотограф на съемочной площадке, как смог «приручить» к своему присутствию «железную леди» кинематографа, но в его портретах скрыты диалоги режиссера с актерами, угадывается настроение Киры Георгиевны. Уже посмотрев фильм, мне даже кажется, что могу сказать, в какой момент съемок они сделаны.

Вот как комментирует свое присутствие на площадке Константин Донин: «Поработать на фильме у Киры Муратовой мне предложил продюсер Олег Кохан. Мы давно дружим, и он знал, что фотография входит в круг моих профессиональных интересов. Поначалу идея показалась несколько странной. Пытался отговорить Олега, но он был настойчив. И мы рискнули. Признаюсь, работать с Муратовой нелегко. Все, что происходит на площадке, находится под ее зримым или незримым контролем. А то, что не имеет отношения к производству фильма, — второстепенно. И абсолютно не волнует ее. Поэтому Кира Георгиевна весьма неприязненно относится к присутствию посторонних на съемках. Преодолеть заведомую неприязнь, по сути, просто получить разрешение Муратовой на длительное присутствие на площадке удалось опять же благодаря Олегу Кохану. Он смог убедить режиссера, что «это пойдет на пользу фильму».

То, что выпуск альбома «Кадр за кадром: Кира Муратова», а также презентация его на фотовыставке в одной из самых престижных галерей Киева сыграют свою роль в рекламной компании фильма «Два в одном», не вызывает ни малейшего сомнения .Подобный случай ра скрутки украинского фильма продюсером — беспрецедентен. Особенно если учесть, что заранее было известно о приезде на открытие выставки Ренаты Литвиновой, загадочной и претенциозной звезды российского кино, любимой актрисы ре жиссера Киры Муратовой. С которого часа дежурили около галереи «Триптих» ее фанаты и журналисты самых невероятных изданий, не могу и предположить. Я пришла за час, и с трудом пробилась к входу в галерею.

Актрису пришлось ждать довольно долго. По причинам объективным они с продюсером опаздывали. Выставку открывали без них. О необычном проекте рассказал Юрий Комельков. Именно благодаря ему в издательстве «Атлант ЮЭмСи» выпущен альбом фотографий Константина Донина «Кадр за кадром: Кира Муратова».

«Когда Костя обратился ко мне с предложением издать альбом, я откликнулся сразу, — объяснил издатель. — Во-первых, потому, что поклонник творчества режиссера Киры Муратовой и актрисы Ренаты Литвиновой. Во-вторых, подобную продукцию мы выпускаем впервые. А быть пионерами всегда престижно и интересно. Альбом получился стильным и содержательным. Я доволен результатом. Это пробный камень. Новый продукт на книжном рынке. Посмотрим, каким будет резонанс, и, возможно, продолжим подобную серию альбомов. Во всяком случае, у нас уже есть предложения издать книги, посвященные Параджанову и Занусси».

Буквально на этих словах за окнами галереи произошло заметное брожение. Приехали! Рената Литвинова, как обычно, вся в черном, в притягивающей завистливые взгляды модниц ретро-шляпке с вуалью. И продюсер фильма Олег Кохан Общение было недолгим. Но, что приятно, неформальным. Актриса побродила по галерее, посмотрела картины в запасниках. Получила в подарок от художника Вячеслава Шерешевского картину на память и понравившеюся ей соломенную собачку из рогозы. Работу замечательного художника Ирины Контар. Должна признать, вкус у Ренаты отменный. Роман Балаян, к примеру, часто увозит работы этого мастера своим , понимающим толк в искусстве, друзьям из Москвы.

Пока актриса позировала фотографам, удалось перекинуться несколькими словами с инициатором проекта Олегом Коханом.

«Необходимость издания фотоальбома о Муратовой была для меня очевидной с момента нашего знакомства. Не только общение с Кирой Георгиевной — одно присутствие рядом с ней, придает происходящему уникальность и буквально просится в кадр. На Западе аналогичные проекты — норма. За известными режиссерами, снимающими арт- хаузное кино, всегда следит глазок фотокамеры. Моменты творчества талантливых людей, озарения и мук — история, которую нужно и хочется знать. Мы сделали подобный эксперимент первыми. И я радуюсь достойному полиграфическому завершению проекта. И этой выставке, которую смогут увидеть киевляне».

...Медленно оглянулась Рената. Ее совсем не томный (казалось бы!), а острый и умный взгляд говорил: «Пора идти! Скоро церемония премьеры фильма!» Заспешили и мы. Фильм посмотрели. Мнения, как и по поводу всех работ Киры Муратовой, разделились кардинально. Мне лично понравился. Но это уже совсем другая история.

P.S. Подробности о фильме читайте в завтрашнем номере «Дня».

Ирина ГОРДИЙЧУК. Фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ