Одним из «плюсов» премирования специалистов различных отраслей является то, что это позволяет оценить и обобщить работу большой когорты специалистов, узнать об условиях, в которых они работают и проблемы, с которыми они сталкиваются, и вообще — что их держит в избранной профессии. Награда Ассоциации психиатров Украины — одна из таких, ведь ныне работать психиатром в больнице, интернате или СИЗО — как и раньше, сложно и порой опасно, к тому же не совсем престижно. Психиатр следственного изолятора Лукьяновской тюрьмы Юрий Пискун, по мнению председателя Ассоциации психиатров — именно тот, кто больше всего в 2007 году в Украине отвечал принципам и критериям премии «За достойное поведение в недостойной ситуации» им. Моисея Танцюры. Поэтому он и стал ее лауреатом.
— Сама система, именно место, где люди отбывают наказание, а также находятся на досудебном следствии уже являются недостойными человека. Поэтому каждый день работы здесь являются непростым, есть много вызовов. То, что называют «нештатными ситуациями, происходит здесь едва ли не ежедневно, к тому же 2007 год выдался «урожайным» на такие события. В резонансные скандалы, которые разгорались в Лукьяновском СИЗО, я не был посвящен — у меня хватает сложной, рутинной работы ежедневно. Обычно в нашем СИЗО постоянно находятся от трех до 15 человек, которые являются моими пациентами. Одни — прибывают, другие — выбывают, — так скупо, пунктиром рассказал о работе Юрий Пискун.
Как выяснилось, в пенитенциарной системе психиатр Лук ь яновской тюрьмы является человеком незаменимым. По словам Семена Глузмана, когда Юрия Пискуна хотели перевести на другую должность, возникла ситуация, когда его некем было заменить: «Ни один психиатр не хочет переехать в Киев из села, когда узнает, что работать придется в этом месте».
Следует вспомнить, что человек, именем которого названа премия — Моисей Танцюра — работал врачом-психиатром в Павловской психиатрической больнице во время Второй мировой войны. По словам Семена Глузмана, тогда фашисты проводили над больными экзекуции, а люди, которые работали в больнице, пытались помочь несчастным.
— Они не хватали эсесовцев за автоматы, не сопротивлялись, когда больных вывозили в «душегубках» — они уговаривали родственников не сдавать в больницу больных и содействовали тому, чтобы людей выписывали. Это были простые, но смелые поступки. Таким образом удалось спасти несколько десятков людей (правда, в советские времена они были репрессированы), — рассказал Семен Глузман. — И уже в украинском государстве по просьбе нашей Ассоциации Служба безопасности Украины подняла архивы: так удалось установить фамилии людей — врач Моисей Танцюра и фельдшер Ананий Мазур.
Нынче в системе исполнения наказаний работает более трех тысяч медицинских работников, из которых 141 — психиатр. И хотя война давно отгремела, все же иногда условия, в которых работают врачи-психиатры — близки к экстремальным.
— Это — трудяги, которые ежедневно работают старательно и самоотверженно. Они не ждут отдачу в моральном или материальном плане, они служат людям и науке... Среди других лауреатов на эту премию были врачи-психиатры из забытых домов-интернатов, из загородных больниц, к которым не доходит внимание Министерства здравоохранения. Все они — бескорыстные профессионалы и люди, которые выше собственного интереса ставят интересы своих пациентов, — убежден заместитель председателя Ассоциации психиатров Украины Олег Насиннык.
По-видимому, именно на подвижническом труде таких бескорыстных и гуманных профессионалов и держится современная наука, образование, государственная медицина — ведь если в этом случае забрать «простую» человечность — рассыплется сложная система, которую мы называем гражданское сообщество и мы потеряем то, за что, собственно, и присуждают эту премию — достоинство.