Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Глупость есть глупость»

Запрет на экспорт зерна перерастает в угрозу посевной
2 февраля, 2007 - 20:07

Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Украине Уильям Тейлор не может понять причин для ограничения экспорта зерна Украиной. Об этом он заявил вчера во время визита в Одессу и город Южный, сообщает информационный сайт Одессы. «Мне не понятно, почему зерно должно портиться в составах и терять товарный вид, а не быть отправленным по назначению и приносить прибыль», — отметил посол во время встречи с мэром Одессы Эдуардом Гурвицем. На вопрос Тейлора, не повлияла ли эта ситуация на качество жизни одесситов, Э. Гурвиц ответил, что «никакого влияния на уровень жизни одесситов и жизнь города эта ситуация не оказала». «Хотя я не специалист в сельском хозяйстве, но уверен, что зерно — это товар, который должен быть реализован. Глупость есть глупость и она, безусловно, оказывает влияние на жизнь страны», — подчеркнул мэр Одессы.

Комментируя ситуацию, сложившуюся в украинских портах в связи с запретом экспорта зерна, а также возможные ее последствия, генеральный директор компании «Бруклин-Киев» доктор экономических наук Юрий ГУБАНКОВ сказал «Дню»: «Очень критиче ская ситуация с зерном в порту Южный, достаточно большие убытки терпят элеваторы Ильичевского и Николаевского портов. Все молятся на погоду. Благодаря снижению температуры, мы смогли избежать еще больших бед по ухудшению качества зерна. Сегодня в регионе начался также вывоз зерна и освобождение емкостей для транзитного груза, чтобы можно было хоть как-то работать, потому что практически все элеваторы стоят и компании терпят огромны убытки. Каждый портовый элеватор, учитывая зарплату сотрудников, работу механизмов по перекачиванию зерна из одной «банки» в другую, чтобы сохранить его качество, ежемесячно терпит убытки примерно 1,5 миллиона гривен. А это уже четыре месяца, начиная с октября месяца, то есть 6 миллионов гривен реальных убытков понес каждый портовый элеватор. А при освобождении элеваторов трейдерскими компаниями — это еще дополнительные нерациональные расходы. Но это только надводная часть айсберга. Главный убыток страна получит в связи с тем, что буквально через месяц-полтора в хозяйствах начнется посевная, следовательно, им потребуется дизельное топливо, семена, удобрения.., но даже в том случае, если прямо сейчас открыть трейдерским компаниям возможность вывозить зерно на экспорт, то понятно, что пока они не продали ранее закупленное зерно и не освободили элеваторы, они не смогут покупать новое и, соответственно, платить производителю. В результате фермеры, скорее всего, останутся без средств, которые могли бы им дать только трейдеры, и не смогут вести полевые работы. А трейдерам потребуется не меньше двух с половиной — трех месяцев, чтобы снова прийти на рынок за зерном. И тут убытки понесут опять-таки производители зерна, потому что цена на ячмень, даже если рынок немедленно откроют будет на 20—30 долларов ниже рыночной цены. И иначе быть не может, потому что трейдерам нужно как- то компенсировать убытки, которые они понесли в результате запрета на экспорт. Фермерам от этого никуда не деться — никто, кроме трейдеров, им денег на посевную не даст. А пройдет еще немного времени — и на мировом рынке появится зерно из Аргентины или других стран, где уже скоро будут убирать урожай. И украинское зерно резко потеряет свою привлекательность. При этом Украина может также во многом потерять свое доброе имя надежного производителя и экспортера зерна. Оно и так уже очень пошатнулось. Возьмем вопрос вывоза пшеницы. Тут можно много говорить и спорить, но, я думаю, что введенные ограничения не стоят понесенных потерь. В любом случае, и это подтверждает даже опыт самого неурожайного 2003 года, когда ни катастрофы, ни особого бедствия не было, Украина без хлеба не останется. Резерв стране, конечно, нужен, но, создавая его, следует спокойно договариваться. А главный вред, который принес стране этот запрет, состоит в том, что мы, безусловно, потеряли имидж страны — как стабильного производителя и экспортера, каким Украина была раньше. Об этом говорит не только американский посол, но и знают во всех других странах. Английское посольство, например, в таком же ракурсе, как и американское, рассматривает эту ситуацию и высказывает недоумение по поводу происходящего. А вот одни мои знакомые судовладельцы уже всерьез размышляют о том, чтобы выйти с закупленным зерном в открытое море и выбросить его там — убытки в этом случае будут меньшими. Когда-то, еще в советскую эпоху, когда мы ежегодно вели битву за зерно и пытались беречь хлеб, услышав о подобных случаях в капиталистическом мире, мы возмущались, называли такие действия идиотскими. А кто сегодня выглядит идиотом? Ведь мы очень близки к тому, что нужно будет зафрахтовать судно, погрузить на него испорченное в элеваторе зерно и везти в нейтральные воды...».

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ