К строительству серии четырех универсальных судов для перевозки различных типов грузов приступил Николаевский судостроительный завод «Океан». В минувший четверг тут состоялась закладка первой секции первого судна серии, заказчиком которой выступает голландская компания «Damen Shipyards Group», являющаяся, по предварительным результатам, победителем конкурса по продаже пакета акций ОАО «Судостроительный завод «Океан» в размере 78% уставного фонда.
Подобная процедура — закладка судна — последний раз осуществлялась на «Океане» пять лет назад, когда завод начал выполнять заказ Черноморского морского пароходства на строительство серии балкеров типа «Панамакс». Построить тогда удалось только одно судно, а строительство следующего из-за финансовой несостоятельности заказчика было законсервировано. В 1997 году его достройкой заинтересовалась немецкая компания «MPC Marine», заключившая с «Океаном» контракт на 10 «панамаксов» с условием предоставления украинским правительством гарантий под кредит, который готов был выделить на строительство Эксимбанк Японии. Однако из-за трудностей с получением правительственного кредита довести до конца этот проект так и не удалось. И теперь заказчиком недостроенного балкера, четырех универсальных судов и еще серии крупнотоннажных судов, подписание контракта на строительство которых назначено на октябрь, выступила голландская компания «Damen Shipyards Group», взявшая на себя обязательства, по словам генерального директора «Океана» Николая Романчука, по полной загрузке предприятия и поставившая цель достижения прибыльности работы «Океана» уже по итогам 2001 года.
Озабоченность голландской компании судьбой украинского предприятия поясняется тем, что 11 сентября были оглашены предварительные результаты проводимого ФГИ Украины коммерческого конкурса по продаже пакета акций ОАО «Судостроительный завод «Океан» в размере 78% уставного фонда, назвавшие победителем «Damen Shipyards Group». Голландцы предложили за пакет 26 млн. грн. (при начальной цене 25,928 тыс. грн.). Результаты конкурса вызвали неоднозначные отзывы. Основной аргумент противников подобного результата: «Мало». На что глава Николаевской облгосадминистрации Алексей Гаркуша заметил: «Все понимаю. Можно было бы дороже продать. Но кто купит?» Кстати, ранее попытки продать крупные пакеты акций «Океана» уже осуществлялись: в 1998 году ФГИ выставлял на конкурс 52% акций двумя равными пакетами, однако ни одного участника того конкурса зарегистрировано не было. При этом и теперь участник конкурса был только один. Правда, был еще один претендент — украинская компания, представляющая Донбасс, — однако ее планы по перепрофилированию «Океана» под пункт перевалки металлолома не совпали с условиями конкурса по продаже акций, требующего от покупателя сохранения профиля предприятия и рабочих мест, доведения объемов производства продукции в течение четырех лет до 120 тыс. тонн дедвейта в год на линии крупнотоннажного судостроения и не менее 15 тыс. тонн — среднетоннажного. А кроме выплаты стоимости пакета, на покупателя ложатся обязательства погашения в течение двух месяцев задолженности «Океана» перед бюджетом в сумме 2,5 млн. грн., в этот же срок выплата части — 5,5 млн. грн. — задолженности по зарплате, а еще столько же — в течение полугода. Становясь же фактически полновластным владельцем, покупатель получает в наследство и кредиторскую задолженность «Океана» — без малого 160 млн. грн. Кстати, и 26 млн. грн. — цена не окончательная. После объявления предварительных результатов была назначена экспертная оценка стоимости пакета, в результате которой, по словам А.Гаркуши, окончательная цена, по имеющимся данным, должна быть увеличена на 300 тыс. грн. Окончательное решение по данному вопросу комиссия ФГИ должна принять 26 сентября. Тем временем «Океан» уже приступил к строительству голландских заказов. Предполагается, что первые два универсальных судна будут переданы заказчику в стадии эксплуатационной готовности 80%, после чего они будут отправлены на завод «Damen» в Голландии для завершения строительства. Следующие два полностью будут достраиваться в Николаеве. Срок, отведенный «Океану» для передачи заказчику первого заложенного судна, определен в 10 месяцев.