Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Голобородько – 70!

«Надеюсь когда-нибудь вернуться в Луганск»
7 апреля, 2015 - 10:53
Голобородько – 70

Сегодня у одного из самых выдающихся украинских поэтов, лауреата Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко Василия Голобородько юбилей. Ему исполняется 70 лет. Интересно, что на самом деле Василий Иванович родился на два дня раньше. Как он рассказал в комментарии «Дню», в тот день в 1945 году у родителей, вероятно, просто не было возможности сходить в сельсовет и зарегистрировать это событие, поэтому впоследствии в свидетельстве появилась дата 7 апреля. Недавно по инициативе «Дня» состоялся знаковый диалог Василия Голобородько и Михаила Слабошпицкого (см. материал «В гостях у «эстетического диссидента» в № 53 от 27-28 марта). Вообще же Голобродько, который временно живет в Доме творчества Союза писателей в Ирпене, общается со СМИ теперь не слишком охотно. «После переезда из Луганска на меня набросились журналисты, однако впоследствии интерес стал угасать, - рассказывает писатель. - Да и я начал отказываться от интервью, ведь говорить о ситуации на Донбассе могу только на основании того, что узнаю из новостей». Тем не менее с «Днем», по его собственным словам, Василий Голобородько готов общаться в любое время и на любые темы. Мы благодарим Василия Ивановича за доверие и желаем вдохновения и крепкого здоровья!

- Василий Иванович, 6 апреля истек ровно год со дня захвата здания СБУ в Луганске и фактического начала оккупации города. Переосмыслили ли вы как-то те события за это время? Куда движется Украина сегодня?

- Первому Майдану я не очень доверял, в частности учитывая то, кто именно выходил тогда на сцену. Напомню, что политику Верховной Рады в то время в значительной степени определял Александр Мороз... К нынешней Революции Достоинства доверия у меня гораздо больше. Вместе с тем анализировать сегодняшние реформы сложно. Для нас пытаются создать «картинку» борьбы с коррупцией в верхних эшелонах власти, но точно утверждать, что она соответствует действительности, невозможно. Сегодня они публично одевают кому наручники, а вскоре этого человека уже отпускают под залог в миллионы гривен. Но откуда у чиновника могут быть такие деньги? Однако как гражданин я одобряю, что хоть что-то в этом направлении делается. Конечно, за год построить идеальное общество невозможно. Особенно если 23 года до этого никто даже не пытался что-то изменить. Не будем забывать, что развитые демократии шли к нынешнему состоянию 200-300 лет. Наивно было бы думать, что Украина с тоталитарным прошлым за плечами сможет их сразу догнать. Особенно учитывая то, что 23 года у власти были бывшие коммунисты и люди с посттоталитарной ментальностью. Сейчас Верховная Рада наконец несколько обновилась. Не знаю, правда, способна ли она, например, на изменения в избирательное законодательство. Убежден, если сегодня мы отменили бы выборы по «мажоритарке» и ввели открытые списки, следующий парламент был бы еще лучше.

- Проявило ли государство какой-то интерес к затруднительной ситуации, в которой вы оказались? Что дальше планируете делать?

- Имели место несколько обращений известных деятелей украинской культуры по моему вопросу, но о какой-нибудь реакции пока не знаю. Похоже, что эти просьбы были проигнорированы. Сегодня время от времени думаю о том, чтобы возвращаться - постоянно интересуюсь, какая ситуация в Луганске. Там невозможно получить пенсию. Не уверен, что смогу покупать необходимые лекарства, посещать поликлинику. Какой-то примитивный аппендицит может стать большой проблемой. В то же время я слышал, что у террористов есть списки людей, которых они задержать. Не знаю, есть ли среди них моя фамилия. Собственно, они могли найти ее еще в списках КГБ СССР. Руководитель областной «Просвіти» рассказывал в одном интервью, что был в плену и у него там якобы расспрашивали обо мне и о сыне... Недавно разговаривал по телефону о возможном возвращении с соседями. Они отговаривали. Неизвестно, как теперь изменилось отношение ко мне местных, даже знакомых...

- Стали ли месяцы, проведенные в Ирпене, плодотворными в творческом плане?

- Когда выезжал из Луганска, даже подумать не мог, что меня не будет там так долго. Прихватил с собой папку с недописанными стихами. Над ними, собственно, и работал в течение этого времени. Кроме того, перечитывал материалы по этнологии, сказки. К сожалению, нет возможности обрабатывать их полноценно. Записываю все время какие-то собственные наблюдения. Есть предложение от львовского «Видавництва Старого Лева» относительно издания очередного сборника. Должен закончить его к лету. Возможно, к следующему «Форуму издателей» он уже выйдет в свет - все зависит от того, удастся ли мне дописать необходимое количество стихотворений.

- Какую литературу вы бы посоветовали читателям «Дня», чтобы развивать собственное эстетическое чувство?

- Ответить на такой вопрос мне сложно из-за довольно специфических интересов. С актуальной литературой я мало знаком. Всячески приветствую и призываю всех приобщаться к народоведческим студиям. Нельзя игнорировать эту тему - она должна присутствовать на протяжении всей нашей жизни, изучаться от детского сада и до университета. Фольклор изучают как некую общественно-гуманитарную дисциплину, словно это что-то отдельное. Но это - вся наша культура! Она актуальна для всех граждан и должна постоянно возникать в нашем сознании. В XIX веке этнографии, наряду, например, с историей церкви, уделяли большое внимание. Сейчас, к сожалению, такой практики нет. Сегодня должны разрушить стереотип о том, что народоведение касается только прошлого и изучает какие-то «достопримечательности», не связанные с настоящим. Это - неотъемлемая часть нашего мировоззрения, нельзя рассматривать его как экзотику.

Роман ГРИВИНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ