Особенно напряженными последние дни уходящего года выдаются у коммерсантов по части новогодней атрибутики: елок, игрушек, подарков. Назойливо мелькая перед глазами в различнейших частях столицы, их, поблескивающая на неярком солнце, продукция взывает к альтруизму и вынуждает вспомнить всех родных, друзей и знакомых, которые не должны остаться без подарка. То тут, то там на свободных от киосков островках непроезжей части размещаются «елочные базары» с еще не успевшими позабыть горный воздух Карпат сосенками и елками. Цены от 3 до 25 гривен в зависимости от высоты, «пушистости» и свежести. Дороже всего стоят сосенки, так как их, по заверению продавцов, охотнее берут, да и нужный вид они сохраняют дольше, чем обычная елка.
Елочный бизнес, рассказал корреспонденту «Дня» продавец из Черновцов, начинается летом. По договоренности с местным лесокомбинатом закупается елочная площадь — например, семьсот штук. Должным образом оформляются бумаги – и вот ты уже собственник новогодней радости для семисот украинских семей. «Товар, – утверждают «лесные бизнесмены», – не залеживается и не пропадает даром. Мы уже семь лет торгуем елками и знаем, сколько нужно рубить, чтобы оказалось не слишком много и не слишком мало. А вот у этих, – показывают рукой на стоящую дальше машину, доверху нагруженную молодыми деревцами, – елки пропадут».
«Эти» оказываются «выходцами» из Закарпатья. Их товар дешевле – 7 гривен за метр дерева. Оставшиеся «ялыци» молодой человек с колоритным закарпатским диалектом и перебинтованной правой рукой обещает раздать неимущим. Или продать после Нового года (!?) в своих краях «по дешевке».
Все утверждают, что их бизнес законный и удивляются даже, что у кого-то могут возникать сомнения на этот счет: «А как бы мы иначе через всю Украину проехали?» И в подтверждение своих слов рассказывают историю о неудавшейся торговле «соседей»: «Оштрафовали ребят. Что-то у них с бумагами было не в порядке. Парень так плакал».
...Молодая женщина с ребенком долго крутится возле каждого деревца. Потом выбирает кривую и худосочную, отдает продавцу 5 гривен и, с сожалением оглядывая дорогостоящих красавиц, уходит. Она уже приобрела часть праздника. Оливье, апельсины и детский смех создадут вторую. Главное – соответствующим образом оформить новогоднюю надежду, чтобы не смазалась в веренице дней рождения и прочих праздников. И стойко просидеть до утра, чтобы не дать ей улизнуть в темную дыру выключенного телевизора...