Откуда сельский учитель может взять информацию, чтобы провести тематический урок — почтить память Джеймса Мейса? С таким вопросом обратились в нашу редакцию на днях руководители одной из школ Винницкой области. Дело в том, что «на места» начинает доходить письмо Министерства образования и науки на основании распоряжения Президента Украины «Про вшанування пам’яті Джеймса Мейса», посвященного 54-й годовщине со дня рождения выдающегося журналиста, общественного деятеля и ученого, открывшего миру правду о Голодоморе 1932—1933 годов в Украине. Такая бесспорно важная инициатива, как проведение в школах таких уроков, вызвала множество вопросов. Первый возник у руководителей школ, которые уже получили распоряжение, — где взять информацию? Второй возник у нас, журналистов. Готовы ли украинские школы и школьники к проведению такого мероприятия? Знают ли учителя, как изложить тему Голодомора, детям? Как рассказать им о судьбе и подвижнической деятельности Мейса? Не будет ли она искажена формализмом?
Ответ на первый, практический, вопрос мы получили в министерстве. Как оказалось, там надеялись на... нас, т.е. на «День». «Мы направили письменные распоряжения-рекомендации провести в январе-феврале 2006 года в учебных заведениях страны книжные выставки, тематические лекции, ученические и студенческие конференции, научные семинары, воспитательные часы, заседания круглых столов, посвященные жизни и деятельности Джеймса Мейса, во все областные управления образования, — рассказывает ответственный сотрудник министерства Раиса Евтушенко. — У нас было совсем немного времени, и все, что мы смогли сделать, — дать адреса страниц в интернете, на которых можно найти информацию о Мейсе. Это публикации в газете «День» и журнале «Український історичний журнал». Кроме того, министерство планирует напечатать статью о Мейсе в своем журнале «Історія в школах України». Статью эту министерство предложило написать... опять же, журналистам нашей редакции.
Дело почетное. Но позволим себе напомнть, что в библиотеке «Дня» в 2005 году вышла книга «День і вічність Джеймса Мейса». Однако государственные учреждения, которые решают, что именно издавать за бюджетные средства, ни интереса, ни инициативы не проявили. Кстати, когда-то Джеймс вместе с женой Натальей Дзюбенко- Мейс издали брошюру о Голодоморе исключительно для детей. Ее можно было бы немного переработать и издать большим тиражом. Похоже, для госзаказов находятся более важные произведения (особенно книги начальников). В любом случае, материалы, т.е. книги или статьи, должны оказываться в школах раньше, чем письма-распоряжения, какой бы темы они ни касались.
О том, как идет подготовка к урокам памяти в стране, рассказывают региональные корреспонденты.
«Конечно, можно было ожидать, что на письмо Президента Украины в школах отреагируют формально, — пишет из Львова Ирина ЕГОРОВА , «День». — Возможно, где-то так и произошло, — мало еще людей знают об этой выдающейся личности. Хотя в университетах, в частности, Львовском национальном, его имя знают не просто хорошо, — студенты на факультете журналистики посвящают изучению его трудов курсовые и дипломные, а то и кандидатские работы. Практически в каждой школе что-то по этому поводу состоялось. Львовская средняя школа № 93, например, выпустила специальный, большой номер радиогазеты, посвященный Джеймсу Мейсу. А школа № 34 имени Маркияна Шашкевича встречает сегодня всех, кто сюда приходит, выставкой фотографий Джеймса Мейса, и фотографиями, на которых изображен Мейс, шагающий по украинским улицам, общающийся с учеными и простыми людьми — изучая нашу историю.
В общем целый месяц жизни этой школы, где ученики углубленно изучают историю, будет проходить под знаком имени Джеймса Мейса. Воспитательные часы, посвященные его жизни и творчеству, уже прошли во всех классах. А старшеклассники даже провели научно-практическую конференцию «Мейс — исследователь Голодомора в Украине». Они написали рефераты, посвященные Мейсу, а сейчас готовятся к обсуждению книги «День і вічність Джеймса Мейса». Заместитель директора школы Орыся Роневич признается: «Мы сами не ожидали, что таким сильным и искренним окажется интерес детей к личности Мейса, что они так внимательно будут читать его статьи и всем сердцем проникнутся к написанию собственных рефератов. Признание того, что жизнь и труд Мейса их поразили, что о многих фактах голодомора они впервые узнали только прикоснувшись к светлой памяти этого человека, читаешь в каждой работе. Это говорит о том, что у нас растет молодое поколение, которому небезразлично ни прошлое, ни будущее Украины. Для того, чтобы именно такие молодые люди заботились о завтрашнем дне нашего государства, мы должны чаще говорить о таких как Мейс, вдохновляя тем самым молодежь на самопожертвование, на служение людям, живущим на этой земле.»
«Изучать Голодомор в Украине по трудам его исследователя Джеймса Мейса в Винницких школах массово не собираются, — сообщает Мирослава СОКОЛОВА , «День».— Начальник отдела общего школьного образования области Василий Марчук объяснил, что для этого не предусмотрены часы. Однако методист кабинета общественных наук областного управления образования Надежда Савчук уже получила распоряжение Президента Украины «Про вшанування пам’яті Джеймса Мейса» и пообещала, что в феврале в рамках областной олимпиады будет проведен круглый стол, на который пригласят учителей истории из всех районов области».
«Мы в гимназии уже провели классные часы, на которых рассказали ученикам как о голоде в Украине 1932— 1933 годов, так и о различных периодах в его оценке — от отрицания до признания геноцидом, — рассказала «Дню» директор Симферопольской украинской гимназии Наталья Руденко. — В библиотеке школы действует выставка книг как самого Джеймса Мейса, так и произведений о нем и о Голодоморе 30-х годов. В частности, гимназия и библиотека широко используют для этого материалы газеты «День», которые ценятся за их полноту и конкретность, пользуются большим спросом и доверием...» Вместе с тем общая картина в Крыму не столь однозначна. Информация о Голодоморе украинцев широко используется только в школах с украинским языком обучения, а в остальных, которых подавляющее большинство, эту тему, как и раньше, пытаются обойти. А речь о том, чтобы почтить память Джеймса Мейса не идет ни в школах, ни в общественных, ни в государственных организациях. Как удалось установить нам с Натальей Руденко, упомянутое распоряжение Президента пока так и не поступило ни в Министерство образования и науки Крыма, ни в Симферопольское городское управление образования, где имеют довольно приблизительное представление как о самом Голодоморе украинцев, так и о его исследователе Джеймсе Мейсе, сообщает Никита КАСЬЯНЕНКО , Симферополь.
«Учителя нашего учебного заведения помнят Мейса по статьям и колонкам в газете «День», — рассказывает заместитель директора Хмельницкого лицея №17 по методической работе Тамара Башкирцева, — благодаря меценату из Хмельницкого Михаилу Немову, в библиотеках города появилась книга под общей редакцией главного редактора газеты «День» Ларисы Ившиной «День і вічність Джеймса Мейса». Теперь наставники лицеистов знакомятся с этим своеобразным памятником выдающемуся ученому, журналисту и преподавателю, в частности и для того, чтобы, в соответствии с планом работы провести внеклассные чтения этой книги». Итогом внеклассных чтений будет ученическая конференция по книге «День і вічність Джеймса Мейса», которая состоится в ноябре 2006 г., сообщает Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ , «День».
В Житомире Джеймса Мейса вспоминают и без специальных распоряжений, сообщает Валерий КОСТЮКЕВИЧ , «День». Директор Житомирской общеобразовательной школы №20 (I—III степеней) Борис Ведмеденко отметил для «Дня», что в день, когда в Украине увековечивали память жертв Голодомора, учителя проводили специальные уроки, на которых вспоминали о Джеймсе Мейсе.
Заместитель директора Донецкой общеобразовательной школы № 69, учитель истории Николай Курбатов рассказал корреспонденту «Дня» Анне ХРИПУНКОВОЙ : «Мы пользуемся распоряжениями, которые нам передают из районного отдела образования и науки, но пока мы ничего подобного не получали». Впрочем, об исследованиях этого ученого и о нем самом в школе № 69 шахтерской столицы говорят много, даже не взирая на отсутствие специальных распоряжений. Тема Голодомора 30-х годов, по словам Н. Курбатова, согласно учебному плану, изучается в 10 классе и на ее обсуждение отводится всего один урок. Безусловно, за 45 минут вряд ли можно успеть рассказать что- либо и о самой трагедии, и уж тем более о трудах Джеймса Мейса, посвященных ей, однако учителя стараются вложить в короткое время максимальный объем знаний.
Не предоставило министерство школам также никаких рекомендаций по поводу того, как провести этот урок. Единственно возможного трактования исторических событий сегодня не существует, и это, с одной стороны, развязывает учителям руки, а с другой — возлагает на них выбор, который они не всегда в силах сделать. Вообще, преподавать тему Голодомора в школе надо очень осторожно. «Историю забывать нельзя, но не надо слишком много внимания уделять отрицательным моментам, — считает кандидат психологических наук Ирина Головнева. — Во-первых, это может создать проблемы в современности, а современность для всех, как ни как, важнее прошлого. Во-вторых, у подростков очень впечатлительная психика. Надо делать акцент на самой ситуации, почему произошла трагедия, а не на собственно трагедии, страшных историях и фотоснимках. Следует подчеркнуть, что трагедия в первую очередь состоит в том, что погибли личности, которые могли много сделать для страны, а не говорить просто об общем количестве погибших».
«Насколько успешными будут эти уроки, и не сведутся ли они к формальности, зависит только от фигуры учителя, — считает доктор исторических наук, профессор Юрий Шаповал. — Его личности, эрудированности, доступности ему информационных источников. Учитель может заставить школьника задуматься над изложенным, заставить его думать. Тогда урок не пройдет напрасно».