Впервые ужасно дорогой британский художник Демиэн Хёрст появился в Киеве и в Украине в 2007 году. Его жуткими работами, апеллирующими к вечной теме смерти, а также искусству Джеффа Кунса, Энтони Хормли, Андреаса Гурски и других громких имен современности, открылась в PinchukArtCentre выставка «Reflection» («Рефлексия»). Она стала судьбоносной для украинской художественной среды, ведь до сих пор такого масштаба представлений современного искусства здесь не знали. Потому сегодня работы Демиэна Хёрста в PinchukArtCentre во второй раз. Но на сей раз это персональная выставка британца. Причем наиболее масштабная за весь период его творчества. В экспозицию вошло сто работ, созданных с начала 1990-х до наших дней. Здесь есть работы, уже побывавшие в Киеве два года назад, но выставлены и премьеры — сорок картин, в частности, из нового живописного цикла Skull paintings («Черепная живопись»), созданные с 2006 по 2008 год. Но главными героями, очевидно, станут, уже известные и наиболее жуткие работы Хёрста «Тысяча лет» (1990), «Затерявшаяся овца» (1994) и «Смерть объяснена» (2007). Это разрезанная пополам акула в аквариуме с формальдегидом, коровьи головы и другие эстетические прелести смерти.
Искусство Демиэна Хёрста можно составить из нескольких элементов. Первый — это искусство как «изобретательство», как называет его сам автор. «Постоянная жажда человечества к жизни перед лицом неизбежности смерти — это та тема, к которой в радикальной и непосредственной форме обращается художник в своих работах уже в течение двух десятилетий», — напоминает пресс-релиз. Тема смерти для искусства, мягко говоря, не нова, но именно Хёрст обратился к ней так натуралистично и откровенно не по-философски. Некоторые воспринимают это как конец искусства, а некоторые — как его здравую отправную точку, так как о смерти художники задумывались во все времена. Пусть и не в грубой форме вспоротой коровьей туши с внутренностями наизнанку. Так или иначе, а Демиэн Хёрст — это явление, потому что, во-первых, что-то в этом мире привело к формированию такого художника, а во-вторых, этот художник оказался невероятно востребованным.
Второй элемент — это искусство как денежный станок. Демиэн Хёрст, один из наиболее дорогих художников современности, — это бренд, метафорическим воплощением которого является некий «художник в формальдегиде» — в «веселой компании» из мертвых акул, черепов, скелетов, мух и смерти как таковой.
Еще один аспект — это искусство как конвейер. Хёрст содержит целый цех художников, претворяющих в жизнь его идеи. И не скрывает этого. «...Он успешно совместил, казалось бы, несовместимые художественные стратегии и создал в совершенстве функционирующую систему креативного производства», — рассказывает генеральный директор PinchukArtCentre Экхард Шнайдер.
И наконец — искусство как аттракцион, ведь каждый может стать соавтором Демиэна Хёрста. 25 и 26 апреля в Киеве во внутреннем дворе комплекса «Арена» будут размещены так называемые «машины для рисования», благодаря которым все желающие смогут нарисовать на полотне свою собственную картину по той же технике, с помощью которой был создан новейший цикл работ художника Skull paintings. Будет помогать вам сам художник и его ассистенты. Если вам повезет пообщаться с ним, возможно, тогда вы окончательно решите, в какую часть своего мировоззрения вмонтировать его искусство.
Сто работ художника заняли все этажи PinchukArtCentre. Но наиболее шокирующе то, что галерею специально перестраивали, дабы работы художника чувствовали себя там как можно комфортнее. А для отдельных экспонатов (это, кстати, знаменитые акулы в формальдегиде) пришлось строить специальный павильон. Кроме того, PinchukArtCentre запустил еще и так называемую образовательную программу, в рамках которой, во-первых, с группами посетителей будут работать экскурсоводы ежедневно в 14.00 и 19.00, а во-вторых, будет создан информационный центр галереи, где можно будет узнать о всех выставках, прочитать посвященные им интервью, статьи, посмотреть фотографии. В-третьих, галерея открывает библиотеку со специализированной литературой, художественными изданиями и каталогами.
Выставка «Реквием», которая будет продолжаться вплоть до 20 сентя°бря, как всегда, будет бесплатной для всех посетителей и будет работать ежедневно, кроме понедельника, с 12.00 до 21.00.