Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Империя призраков

В киевском кинотеатре «Украина» состоялся допремьерный показ фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2: Предстояние»
19 апреля, 2010 - 20:59
НИКИТА МИХАЛКОВ (КОТОВ) В ФИЛЬМЕ «УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ-2: ПРЕДСТОЯНИЕ» / ФОТО С САЙТА FILM.RU

Картина обрела скандальную славу еще до выхода на экраны. Так, острые на язык пользователи «Живого журнала» устроили в блоге популярного интернет-дизайнера Артемия Лебедева настоящие состязание в том, кто более едко спародирует рекламный плакат картины, где Михалков в образе комдива Котова целится в зрителя из автомата под «скромным» рекламным лозунгом «великое кино о великой войне». Довольно быстро в СМИ появилась информация о том, что режиссер собирается подавать в суд на Лебедева; в конце концов, история окончилась пшиком, но в целом является весьма характерной для большинства проектов Михалкова последних десятилетий: массированная, на грани фола, рекламная кампания, громогласная и пафосная премьера, раскаленная добела дискуссия в прессе и быстрое забвение.

«Предстояние» являет собою продолжение картины 1994 года — так сказать, «Утомленных солнцем-1». На сей раз сюжет стартует в разгар Второй мировой войны, летом 1941 года. Вновь все те же герои, все, как ни странно, живы-здоровы. Котов сидит в лагере, видит сны о том, как впечатывает Сталина лицом в торт с профилем вождя и мечтает увидеть хотя бы раз дочку Надю. Митя, дослужившийся до полковника НКВД Дмитрия Арсентьева (его вновь, как и в первом фильме, играет Олег Меньшиков), получил все, о чем мечтал: женился на Марусе Котовой (Виктория Толстоганова), уверенной в том, что первого мужа расстреляли. В то, что отец жив, верит лишь Надя (Надежда Михалкова).

Впрочем, Котов в некотором роде тоже получает осуществление своего горячейшего желания служить родине: из лагеря его освобождают очень вовремя подоспевшие немецкие бомбардировщики, и он уверенно отправляется прямиком на фронт, где попадает в штрафбат. Нелегкая заносит в окопы и Надю, которая за пять лет умудрилась вырасти во взрослую половозрелую барышню; после катастрофической эвакуации из пионерлагеря Котова-младшая трудностей военного времени не убоялась и пошла в санитарки. На передовой оказывается в конце концов и герой Меньшикова, но со старой целью: ему вновь поручили найти Котова, на сей раз, правда, чтобы передать особое послание от самого Сталина.

Сам фильм чрезвычайно предсказуем. Несмотря на звездный состав исполнителей (кроме уже названных актеров, стоит также назвать Владимира Ильина, Дмитрия Дюжева, Андрея Панина, Михаила Ефремова, Валентина Гафта, Александра Пашутина), вновь, как и в первом фильме, заметен сильный актерский наигрыш. Вновь — ощутимая затянутость сюжета. Изобилие казенного пафоса в диалогах. Массирование подражание батальным фильмам — как прошлым советским, так и нынешним голливудским. Переизбыток пиротехники и милитаристских декораций не может скрыть вездесущий, иногда просто на грани мыльной оперы, мелодраматизм. И все же, при всем том, фильм этот для нынешней России весьма знаковый.

Нынешний империализм путинского разлива строится на непрерывных апелляциях к славному советскому прошлому. В первую очередь — к войне (достижениями мирной жизни тех лет даже кремлевским пропагандистам похвастаться, очевидно, сложно). Но и война в фильмах, подобных «Предстоянию», выглядит как сплошной миф. Зачем же заниматься созиданием сказочной истории?

В медицине есть такое понятие, как «фантомные боли», — это когда болит давно ампутированная рука или нога. Вот Михалков и его единомышленники этим и занимаются: заговаривают фантомную боль. Рассказывает сказки о стране, которой никогда не было. О стране фантомов. То есть — призраков.

Призрачное кино для призрачной страны...

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ