Иностранцы наших дам оценили давно. Особенно же — когда рухнул железный занавес, граждане бывшего СССР смогли более или менее свободно передвигаться по миру. С тех пор украинки постоянно в списках самых обаятельных и привлекательных невест. С появлением Интернета брачные услуги были поставлены на промышленные рельсы. Зайдешь на любой из сотен брачных сайтов Сети — огромное количество красивых и обаятельных девушек и дам объявляют о своей полной готовности немедленно покинуть Родину и отправиться вслед за иностранным супругом в его благополучное зарубежье. Измученные феминизмом и политкорректностью иностранцы давно поняли, как хороши, хозяйственны и снисходительны к своим спутникам жизни украинские пани и панянки. Помню, в начале перестройки довелось мне в составе молодежной туристической группы побывать в тогда еще мирной Югославии. Не могу сказать, что девушки в группе были сплошь королевы красоты. Но успехом у югославов пользовались необыкновенным. А югославские мужчины, надо сказать, очень красивы. И ухаживали, и некоторым из нас даже предложения руки и сердца делали. Наши же мужчины, тем временем, мрачно пили водку и к флирту проявляли полное равнодушие. Но тогда браки с иностранцами были редкостью, и группа в полном составе благополучно вернулась домой. Впрочем, до интернационально-свадебного бума оставалось совсем немного.
«С каждым годом число браков с иностранцами в Луганске растет», — говорит Людмила Пархоменко, начальник городского рагса (так теперь называются загсы). — Если в 2001 году мы в городском отделе регистрировали около 900 браков, и 77 из них были заключены с гражданами стран дальнего зарубежья, то в 2002- м таковых было уже 82. В этом году их число явно будет больше». Раньше, в основном, выходили замуж за студентов-арабов и африканцев, теперь же на первом месте в списке «стран-импортеров» жен из Луганска с большим отрывом лидирует Италия, далее идет Греция, Германия, Израиль, США, арабские государства. А в последнее время появились луганско-норвежские семьи. Стоило одной нашей девушке съездить в Норвегию, как суровые скандинавы открыли для себя новые брачные перспективы. Практически все браки с иностранцами — это жена-украинка и иноземный супруг. Не наоборот — и ясно, почему.
Впрочем, заключить брак с иностранцем бывает весьма непросто. Если одни страны требуют лишь предоставления легализованной справки о семейном положении, то другие, вполне демократические и цивилизованные требуют столько документов, что процесс затягивается на месяцы. Людмила Пархоменко считает, что таким способом эти страны пытаются бороться с все возрастающей иммиграцией, когда брак используется лишь как средство передвижения. Да и мы сами сделали много для того, чтобы наши невесты потеряли часть своей привлекательности. Замечательная идея знакомства через Интернет превратилась в последние годы в весьма выгодный, но не вполне респектабельный бизнес. Фотографии девушек размещаются на брачных сайтах, иногда даже без ведома потенциальных «невест», иногда — за долю в будущих доходах, а затем идет «ловля на живца». Доверчивые иностранцы, очарованные красотой и страстными письмами барышни, влюбляются в виртуальных подруг и начинается выкачивание денег у женихов под предлогом оплаты услуг переводчика, связи, материальной помощи бедствующей невесте. Иногда дело доходит до свадьбы, и иноземец приезжает жениться. Тогда свахи действуют по обстоятельствам, но борьба за каждую копейку жениха идет, что называется, до последней капли крови. Не так давно один взрослый американец сделал предложение юной луганчанке, говорят, барышне фантастической красоты. Дата бракосочетания под разными предлогами неоднократно переносилась, и все это время жених осыпал невесту дорогими подарками. Но сразу же после свадьбы молодая жена исчезла, и муж долго не мог ее разыскать. А пару лет назад произошел и вообще дикий случай. Молодой человек, увидев фото прелестницы в Интернете, влюбился, переписывался с ней, посылал деньги, а потом, озадаченный ее внезапным молчанием, приехал в Луганск на розыски. Адреса не знал, но догадался расклеить фотографии на столбах. Оказалось, что девушка и знать не знала, что ее фото размещали на брачном сайте.
Впрочем, Людмила Георгиевна Пархоменко уверена, что большинство браков с иностранцами заключается все же по любви или хотя бы по взаимной симпатии: «Их сразу видно, влюбленных. Я ведь за годы работы научилась с первого взгляда определять, что за пара передо мной». Иногда наши землячки рассматривают брак с иностранцем как единственное средство поправить бедственное положение семьи. Недавно датчанин женился на молодой, лет на 30 моложе, чем он, луганчанке, одинокой матери очень больного ребенка. Брак, говорят, удачный: супруг внимателен и заботлив, материально обеспечивает, оплачивает лечение приемной дочери.
Расторгаются браки с иностранцами редко. Городской рагс получает извещения в каждом случае развода, но это бывает редко. С арабами и африканцами не разводятся, потому что почти не имеют шансов вывезти из страны собственного ребенка. С гражданами стран Европы, США, Австралии тоже браки расторгают нечасто.
Две мои самые близкие подруги уехали в такое дальнее зарубежье, что и представить трудно. Одна — умница и красавица, пережившая несколько неудачных романов с соотечественниками, неожиданно для самой себя (всегда была противницей отношений с иностранцами) влюбилась в невзрачного толстоватого колумбийца и отправилась за ним в эту не самую благополучную в мире страну. Другая, настоящая топ-модель, со дня на день выйдет замуж за новозеландца и полетит с ним на другой край планеты. Жених — человек как будто хороший, любит ее, хотя особого материального благополучия не обеспечит, это уже сейчас ясно. Но вот ведь уезжает девушка: «А что меня здесь ждет с маленьким ребенком? Я ни на образование ему не заработаю, ни на квартиру для нас, так и буду перебиваться и мечтать о несбыточном».
А недавно моя юная дочь заявила мне: «Ты, мама, не волнуйся, мой жених живет где-то далеко отсюда». Не знаю, радоваться или грустить…