Новый спектакль Дмитрия Богомазова «Горло» (по новелле Э.-Т.-А. Гофмана «Sanktus») привлекателен в первую очередь праздничной, эксцентричной театральностью, к которой тяготеет этот режиссер. Результат тем более весом, что создавался во многом вопреки обстоятельствам.
Начать с того, что постановщикам довелось работать в совершенно нетеатральном пространстве — галерее «Лавра». Было также и сопротивление литературного материала. В новелле Гофмана, повествующей о певице, потерявшей голос, сама героиня находится как бы за кадром, за кулисами, и в действие практически не вступает. Валерий Мамонтов, сочинивший пьесу по мотивам рассказа, напротив, превратил Беттину в активно действующую героиню. Таким образом, перед Оксаной Батько, исполнявшей главную женскую роль, стояла сложная задача. Во- первых — найти нужные краски для своей «виртуальной» героини. Во- вторых — убедительно провести, в общем-то, трагическую партию (онемение — для певицы хуже кары нет) в совершенно комедийном контексте. Возможно, нагрузка оказалась непосильной — Батько, работающая достаточно добросовестно, Беттину явно «не вытягивает». К счастью, на общем качестве спектакля это не сказывается.
Богомазов построил драматургию зрелища на конфликте Капельмейстера (Александр Бондаренко), пытающегося вернуть Беттине голос, и Доктора (Остап Ступка), убежденного в непререкаемости собственного диагноза — его подопечная уже никогда не сможет запеть. Союзником Капельмейстера выступает чувствительный пациент (Дмитрий Лаленков). Условия, заданные режиссером, таковы, что рисунок каждой из этих ролей буквально изукрашен множеством комических трюков, приемов и движений, на которые горазды исполнители. Троица Бондаренко-Ступка-Лаленков выкидывает такие коленца, что публика в отдельные моменты доходит чуть ли не до истерики от смеха. Особенно хорош артист Театра русской драмы имени Леси Украинки Дмитрий Лаленков. Его потенциал характерного актера, похоже, столь же велик, сколь и нереализован — вернее, пока что не замечен режиссерами. Его коллега по Русской драме, Александр Бондаренко, хорош по-своему — именно, мастерским сочетанием комедийных и лирических настроений в своем герое. Его здоровяк-Капельмейстер и смешон, и трогателен. Ну, а относительно Ступки, то здесь у него нечто в духе комедии дель арте — эдакий врач-убийца, то и дело попадающий в уморительные положения.
Все это бурление страстей происходит за черным занавесом в царстве иного цвета — белого. Художник Александр Друганов обозначил место для игры как комбинацию горла с больничной палатой и репетиционным залом. Складчатый белый потолок нависает над рядом кроватей, за белым роялем трудится окутанный полупрозрачной кисеей Александр Кохановский — его работа как композитора и аккомпаниатора заслуживает отдельной похвалы. Среди этой белизны, в нелепых (как у Доктора) или изящных (как у Беттины) нарядах много поют, здесь очень стараются вылечить одно священное горло — неважно, от какой хвори, главное, чтобы его хозяйка вновь захотела петь.
Собственно, этот спектакль об искушении. Вернее, о двух равносильных соблазнах — желании отказаться от пения вовсе, посвятив себя более надежным и земным радостям, и стремлении вновь обрести связь с небом через тот же голос. Может быть, в «Горле» все немного несерьезно. Но ведь смеяться и петь — верные признаки счастья. А заканчивается спектакль вполне счастливо. Нам поют, мы смеемся — что еще нужно для хорошего вечера...