Недавно в Житомире выступал ансамбль украинского танца «Аркан» из канадского города Торонто. Гости показали в своем исполнении восемь хореографических композиций, и каждый из номеров вызвал в зале волну чрезвычайного эмоционального подъема. Я был очарован то исключительно простыми, то причудливыми узорами танцев и отдельных па, преимущественно радостной, оптимистической музыкой, а главное — подъемом, с которым танцевали молодые канадцы. Причем независимо от того, что исполнялось — «Полесская сюита» или гопак, гуцульский танец или юмористическая сцена «Балбесы» или другие композиции. Хотя нельзя было сказать, что техника артистов всегда была безупречной. Выходя из зала после концерта, многие из зрителей говорили о том, что вдруг почувствовали себя украинцами и что это очень приятное ощущение. Аналогичное настроение охватило и меня. Я поймал себя на мысли, что эти канадо-украинцы больше украинцы, чем те, кто рождены в Украине и находятся в зале, и чем я сам. За счет чего «Аркан» смог добиться подобного эффекта?
Директор Житомирского городского дома культуры Андрей Ясинский, сам танцовщик и хореограф по образованию, настаивал, что отличительным признаком исполнения украинских народных танцев канадцев является аутентичность в отношении классических образцов. По этому случаю художественный руководитель коллектива Дановия Стечишин (в Канаду в свое время из Буковины эмигрировали ее прадед и прабабка) рассказала, что во время нескольких поездок по Украине побывала и в западных, и в восточных, и в центральных районах, где записывала и снимала видеокамерой, как в оригинале исполняются танцы в той или иной местности. А еще собирала для образцов традиционные народные костюмы различных регионов. Кстати, сама пани Дановия прошла школу профессиональной танцовщицы в различных канадских ансамблях, а 17 лет назад создала в Торонто собственную Академию украинского танца, которая является частной хореографической школой. Составной частью ее является «Аркан». Как выяснилось, это любительский коллектив, в который входят 45 артистов. В Академии учат не только народным, но и современным танцам. Своих детей приводят к ней преимущественно канадцы украинского происхождения — все танцовщики «Аркана» с украинскими корнями, большинство потомки переселенцев в 3-м или 4-м поколениях, и только несколько человек прибыли с родителями уже во времена независимости Украины. Плата за обучение танцам составляет в среднем около 750 канадских долларов в год. Однако личной выгоды из этого пани Дановия не имеет — деньги «идут» на оплату аренды помещений, пошив костюмов, текущие расходы и тому подобное. «Аркан» давал концерты в Канаде, США, Китае, Бразилии, во Флориде, на Тайване. Приехать в Украину канадцы мечтали давно и, чтобы оплатить дорогу и пребывание в нашей стране, два года собирали для этого деньги — каждый доложил $2 тысячи собственных средств и еще приблизительно $1 тысячу на каждого заработали колядованием в костюмах и получили в виде помощи от спонсоров. Кстати, когда «Аркан» выезжал в другие страны, то, во всяком случае, перелет оплачивала принимающая сторона. Д. Стечишин говорит, что зажигательность, с которой танцевали ее воспитанники, можно объяснить тем, что в их душах сохранилось ощущение своих украинских корней, тяга к украинской культуре, а еще тем, что репетируют и танцуют они не по принуждению, а исключительно потому, что хотят танцевать. В Житомир «Аркан» приехал после концертов в Тернополе, Ивано-Франковске и Коломые, где имел большой успех, а на День независимости выступал в Киеве на Крещатике.
Интересный штрих — в танцевальной школе пани Дановии проводил репетиции и осуществлял постановки главный балетмейстер Житомирского областного творческого объединения «Родослав», народный артист Украины Рафаил Малиновский, который дважды специально приезжал в Торонто. И больше половины танцев, показанных «Арканом» на житомирской сцене, поставил именно он. Так вот господин Рафаил отмечает, что отсутствие принуждения в репетициях, а еще жесткого диктата со стороны хореографов плюс восприятие достижений не какой-то одной, как было принято в СССР, а нескольких мировых хореографических школ, вызывает раскрепощенность канадских ребят и девушек в танце. И именно эта раскрепощенность питает их артистическое рвение. В то же время он считает, что истинно украинский танец как образец или прототип для исполнения все равно имеет корни в родной земле, но хореографы не должны замыкаться на традициях исключительно какой-то отдельной местности или страны, а быть способными воспринимать опыт других культур. Еще один штрих — маэстро (кстати, урожденный поляк) лично нашел в полесских селах и перенес на сцену не один народный танцевальный сюжет.
Итак, мысль специалистов понятна. Является ли она исчерпывающей? Вряд ли. Несомненно, проблему сохранения украинцами национальной идентичности (раньше в отмеченном контексте употреблялось слово «самобытность») нельзя и не следует сужать исключительно к фольклорной составляющей. А пережитки хуторянства и шароварщины могут только мешать духовному и культурному прогрессу нации. К тому же содержание отмеченной проблемы для потомков украинцев, выехавших за границу, и украинцев, живущих на родине, по ряду позиций является существенно различным, как различно оно и для диаспорных общин разных стран. Но, похоже, западная украинская диаспора (прежде всего канадская) оказалась довольно стойкой к ассимиляции. Думается, большую роль в феномене под названием «ощущать себя украинцем» сыграло стремление к сохранению фольклорного достояния. Что касается последнего, то возьму на себя смелость допустить, что часто это происходило на индивидуальном уровне: переданное как генетический код национальное чувство развивалось в условиях значительной свободы личности, характерных для страны (или стран) с давними демократическими традициями, и поэтому было более глубоким и прочным. Сформировавшись как свободные люди, канадцы украинского происхождения более органически воспринимают определенные ценности, в том числе национальные, и, возможно, подсознательно, пытаются сохранить их как признаки личной неповторимости. И именно вследствие этого оказываются способными катализировать проявления национальных чувств так сказать у коренных украинцев. Хотя с течением лет процессы трансформации и даже потери национальных признаков в диаспоре скорее всего будут все более чувствительными (вообще у разных народов и в разных странах подобные процессы имеют противоречивый характер). Впрочем, будем надеяться, что к тому времени здесь в Украине укоренятся общепризнанные понятия украинской нации, украинской идентичности и национального достоинства, и украинцы уже не будут нуждаться во внешней стимуляции национальных чувств. Однако это дело не только государственных институтов, политиков, ученых, но и широких масс наших сограждан, которых принято называть рядовыми.