Самым ярым противником сохранения льгот стала Налоговая администрация. Она сейчас переживает ощутимые проблемы с выполнением плана поступлений в госбюджет, и надеется решить их за счет металлургов. «Эксперимент закончится 1 января 2002 года. Теперь пора переходить к цивилизованным нормам взымания налогов. Это нужно прекратить», — заявляет заместитель председателя Налоговой администрации Алексей Шитря. Отметим, что главный налоговик страны, Николай Азаров, против налогового эксперимента выступает не так категорично. Известно, что Партия регионов представляет интересы индустриальных кругов Донбасса.
Но главные усилия по лоббированию продолжения эксперимента металлурги сосредоточили на премьер-министре. Председатель совета директоров «Индустриального союза Донбасса» Сергей Тарута после встречи с Анатолием Кинахом заявил, что правительство понимает важность металлургии для украинской экономики, и не допустит отмены льгот. Некоторое время спустя подтвердил это заявление и сам премьер. «Эксперимент в горно-металлургическом комплексе является неотъемлемой частью Программы долгосрочного развития отрасли, — заявил Кинах. При этом он, правда, уточнил, что условия эксперимента будут откорректированы: «Финансовый результат эксперимента, должен расходоваться не на потребление, а на развитие, на возможность предприятий реализовывать инвестиционные, инновационные проекты по повышению их качественных характеристик, в том числе, таких как энергосбережение, техническое и технологическое переоснащение». Эти слова прозвучали 16 октября. Также премьер-министр выступил за сокращение количества участников эксперимента. Но в целом, Кинах металлургов поддержал, и они уже начали потихоньку праздновать победу.
Каково же было их удивление, когда спустя всего лишь две недели, 1 ноября, большинство членов правительственного комитета экономического развития выступило против сохранения налоговых льгот. Анатолий Кинах на заседании комитета не присутствовал, но очевидно, что без его ведома столь принципиальное решение вряд ли было бы принято. А возглавляющий комитет вице-премьер по вопросам экономики Василий Роговой не скрывал, что принципиально не поддерживает налоговые льготы для отдельных отраслей. Он считает, что нужно понижать налоги для всей экономики. «Если бы металлурги стали, в хорошем смысле этого слова, лоббистами Налогового кодекса, то они бы оздоровили не только свое финансовое состояние, но и своих «смежников», и тогда бы экономический эффект был бы значительно выше», — заявил Роговой. Налоговый кодекс предусматривает снижение почти всех основных налогов, но он точно не будет принят в этом году — на этом сходятся абсолютно все наблюдатели. После первого чтения к проекту Кодекса поступило 5 тысяч поправок депутатов, а значит эпопея с принятием этого документа растянется надолго.
Причина резкой смены позиции Анатолия Кинаха, скорей всего, находится в Вашингтоне, а если точнее, в штаб-квартире МВФ. Международный валютный фонд, после переговоров его главы Херста Келера с украинским премьером, смягчил свою позицию относительно Налогового кодекса. Ранее Фонд выступал категорически против снижения налогов, поскольку не видел источников компенсации потерь госбюджета. Ответной уступкой Кинаха, видимо, и стало решение об отмене налоговых льгот для отдельных отраслей (кстати, не только в металлургической, но и в деревообрабатывающей). После консультаций в правительстве, 6 ноября президент Украинской ассоциации предприятий черной металлургии Анатолий Голубченко оценил шансы металлургов на продолжение налогового эксперимента в 30%.
Учитывая, что горно-металургический комплекс имеет мощный лоббистский потенциал в Киеве, а также отсутствие единого мнения на счет льгот в правительстве (категорически против прекращения эксперимента выступает министр промполитики Василий Гуреев), многое будет зависеть от позиции Президента Украины. Донецкий губернатор Янукович в конце прошлой недели заявил, что имел разговор с Леонидом Кучмой, и тот поддержал идею сохранения налоговых льгот. Но сам Президент публично свою позицию пока что не высказывал. Компромиссом между противниками и сторонниками налогового эксперимента могло бы стать сохранение льгот, но только на период до принятия Налогового кодекса. В таком случае нежелательного разрыва между прекращением эксперимента, и снижением налоговых ставок для всей экономики, не было бы. А значит и угроза подрыва экспортного потенциала Украины была бы не такой явной.
КСТАТИ
Международная комиссия по торговле США (ITC) единогласно признала факт ущерба американской металлургии от импорта горячекатаного проката из других стран, в частности из Украины. Комиссия уведомит о своем решении Министерство торговли США до 13 ноября 2001 года, после чего Минторг определит ограничительные меры на импорт в США горячекатаного проката, в частности, антидемпинговую пошлину на поставки данной продукции из Украины.
Как известно, 24 апреля Минторг США объявило об установлении 89,49-процентной предварительной пошлины на ввозимый из Украины горячекатаный плоский прокат. Украина безуспешно пыталась добиться приостановления антидемпингового расследования, поскольку США предлагали неприемлемо низкие квоты для заключения соглашения: 13—14 тыс. тонн в год при референтной (минимальной) цене, на $15—20 превышающей реальный уровень цен на данную продукцию на американском рынке, или 25 тыс. тонн при превышении референтной цены реальной на $60—70. (Объем поставок в США горячекатаного проката украинского происхождения в прошлые годы был на уровне 160—190 тыс. тонн в год, что составляет около 2,7% всего импорта в этой стране). По мнению Минпромполитики, введение высоких пошлин на импорт стали из Украины приведет к полному закрытию американского рынка для украинских производителей стали.