С долгами, как заметил Минфин, не сложилось, поскольку в мире финансовый кризис (при этом правительство пытается не вспоминать, что даже в условиях кризиса международные финансовые структуры массированно кредитуют страны Латинской Америки). А финансирование расходов за счет ОВГЗ Минфин назвал проблематичным (но не вспомнил, что позавчера рейтинговое агентство Moody's присвоило гривневым ОВГЗ рейтинг «Са», проще говоря, признало технический дефолт, еще проще — банкротство).
Поэтому правительству остается уже после первого месяца исполнения бюджета прогнозировать «недобор» на сумму почти 2 млрд. грн. По данным Интерфакс-Украина, по состоянию на 15 февраля, финансирование бюджета составило минус 302 млн. грн. Поскольку еще на прошлой неделе вице-премьер Сергей Тигипко относил возможность секвестра на второй квартал, похоже, ситуация ухудшается на глазах.
Между тем, специалисты Украинско-европейского консультативного центра по вопросам законодательства считают, что недостаток средств бюджета, вызванный потребностью уплатить около $2 млрд. внешнего долга (тогда как от иностранных кредиторов может поступить в лучшем случае $1,6 млрд.), составит $560 млн. Эта цифра более, чем в три раза превышает намеченный объем секвестра. Как считают специалисты центра, если не удастся найти необходимых денег, то последствия неизбежного банкротства и дефолта будут разрушительными для экономики и приведут к еще большему обнищанию населения.
Специалисты Центра считают, что бюджетному сокращению в первую очередь подлежит иррациональная структура исполнительной власти.
Как заявил «Дню» заместитель председателя Счетной палаты Виталий Мельничук, правительство могло бы озаботиться не только сокращением расходов, на что оно в конце концов будет вынуждено пойти, но и увеличением доходов. Однако второй путь, по его мнению, в правительстве считают устаревшим.
Секвестр обещает исполнительной власти много проблем накануне выборов — как с народом, так и с Верховной Радой. Сокращение поступлений приведет к пикетам, митингам, пикетированиям работниками тех отраслей, которые окажутся обделенными. Поэтому не удивительно, что еще в понедельник первый заместитель председателя Верховной Рады Адам Мартынюк не мог себе представить, что кто-то заявит о секвестре до выборов, «как бы бюджет ни горел». Кроме того, по Конституции, Верховная Рада должна утверждать любые изменения к закону о госбюджете. Заместитель председателя бюджетного комитета Евгений Жовтяк заявил «Дню», что говорить об этом рановато, поскольку правительство «не использует все возможности для снятия доходов, в частности, до сих пор не разработана инструкция по распределению 5,2 миллиарда гривен по так называемому энергозачету».
Можно, правда, обойтись без парламента. Принятый до Конституции закон о бюджетной системе, позволяет Президенту провести секвестр. Но тогда возникают три вопроса: что скажет Конституционный суд, что светит такому президенту на выборах, да и самое простое — зачем было вообще Верховной Раде принимать бюджет?