Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Качественные учебники – из «долгого ящика» МОН

В Минобразования разрабатывают новые правила отбора и печати учебной литературы, чтобы разрешить школам самостоятельно заказывать их непосредственно у издателей. Какие перспективы нововведений?
26 июня, 2014 - 11:41
Качественные учебники – из «долгого ящика» МОН
ФОТО ИЗ АРХИВА "Дня"

Наконец у школьников появится шанс получить качественные учебники. Начало прошлого учебного года было отмечено скандалом, когда в учебниках по математике для начальной школы нашли множество ошибок. Тогда директор Института инновационных технологий и содержания образования Александр Удод неоднократно разъяснял, что никаких ошибок нет, учебники нормального качества и по ним можно учить школьников. В настоящее время Институт отстранил Александра Удода от руководства ИТСО, и. о. директора Института сейчас является Казимир Левкивский. А в Министерстве образования и науки вместе с экспертами общественных организаций разрабатывают новую процедуру отбора и печати учебников для средней школы.

Концепция предусматривает появление Бюро независимой экспертизы — негосударственной организации, в которую войдут педагоги, родители, эксперты Украинской библиотечной ассоциации и Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей. Их задача — анализировать качество будущих учебных книг. Как рассказал «Дню» председатель Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей Александр Афонин, точные сроки, когда такое бюро заработает, трудно прогнозировать, потому что для этого нужно внести ряд изменений в образовательное законодательство.

Эксперт также обозначил нам будущую схему отбора книг: через год-полтора будет создан специальный интернет-портал, на котором будет размещаться информация об учебниках, имеющихся в продаже, и готовящихся к печати. Такую же информацию будут размещать на своем сайте издательства. И уже не МОН будет заказывать у издательств учебники, а школы будут формировать список необходимой им учебной литературы. Такие заявки будут передавать в местные управления образования, а оттуда — непосредственно в издательства. Функция министерства в этой схеме — лишь утверждение учебных программ и контроль за качеством учебников на этапе их подготовки.

Эксперт также обозначил нам будущую схему отбора книг: через год-полтора будет создан специальный интернет-портал, на котором будет размещаться информация об учебниках, имеющихся в продаже, и готовящихся к печати. Такую же информацию будут размещать на своем сайте издательства. И уже не МОН будет заказывать у издательств учебники, а школы будут формировать список необходимой им учебной литературы. Такие заявки будут передавать в местные управления образования, а оттуда — непосредственно в издательства. Функция министерства в этой схеме — лишь утверждение учебных программ и контроль за качеством учебников на этапе их подготовки.

Но в этой схеме есть и свои риски: не факт, что у органов местной власти хватит средств на закупку учебников. Поскольку теперь эта миссия перекладывается на их плечи.

С другой стороны — больше не будет схем, когда государственные деньги на учебную литературу использовались не по назначению, а школы в итоге получали «недоучебники». Так, МОН заявляет, что только на книгах для 6-го класса, заказ на которые делало еще старое руководство, окружение Дмитрия Табачника хотело заработать 12 миллионов гривен: именно на столько были завышены цены на полиграфические услуги и бумагу.

«До настоящего времени процесс отбора был таким: конкурсная комиссия определяла, что эти два учебника, которые пока существуют лишь в рукописях, являются лучшими, этим издателям под эти два учебника выдавались все государственные средства, и учитель потом с удивлением получал книгу, где были сотни ошибок. Злоупотребления также были на этапе определения, какие именно типографии будут печатать учебники и по какой цене, а также какова стоимость бумаги. В то же время рентабельность допечатной подготовки издательства закладывалась минимальная — до 15%», — комментирует директор издательства «Навчальна книга — Богдан» Богдан Будный.

В ближайшее время в МОН должны взяться за подготовку к печати учебной литературы для 7-го класса. Александр Афонин отмечает, что ее будут готовить еще по старым схемам, но с общественной экспертной оценкой. Почему министерство переходит на новый принцип отбора учебников, в пресс-службе объясняют еще и тем, что «на протяжении 2010-2014 годов в Институте инновационных технологий и содержания образования накопились десятки рукописей, которые намеренно не рассматривались и складывались в «долгий ящик». Таким образом они умышленно не допускались на конкурсы учебников. Иногда организовывались «разгромные», негативные рецензии, иногда фальсифицировались протоколы». А в результате — школьники получали учебники по истории без разделов о русификации и деятельности УПА.

В настоящее время эти рукописи обработали специалисты МОН и то, что имеет право на существование, будет готовиться к печати. В школах же давно хотят на свое усмотрение выбирать, по каким учебникам учить своих учеников. Директор Украинского гуманитарного лицея Галина Сазоненко рассказывает, что учебные заведения сейчас действуют в рамках рекомендаций и инструкций МОН и права выбора не имеют. Вместе с тем педагоги хотят выбирать качественный и хороший образовательный продукт.

«Академия наук должна видеть детей и понимать живой мир, чтобы учебник был интересным, «логическим, сопровождался интересными заданиями. Учебники должны носить развивающий характер, а не констатирующий и статистический. Его создателем должен стать, кроме ученого, и учитель, потому что он строит по нему свой урок, и психолог, который бы определял, в какой мере учебная литература влияет на развитие ребенка. Учебники не должны быть заполитизированы, нужно давать детям возможность выбора», — определяет основные черты хорошего учебника Галина Сазоненко.

В МОН в свою очередь обещают учитывать и мнение родителей при создании и отборе учебной литературы. Представителей родительских комитетов уже даже приглашали на заседание коллегии министерства, где обсуждались вопросы качества учебников для начальных классов. Потому что замечаний у родителей действительно много — и непонятная терминология для первоклассников, и материал преподавания, и ошибки. Эксперты надеются, что совместными усилиями удастся создать качественную среду для качественной учебной книги.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ