Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Качество смерти

В сферу ритуальных услуг пришел частный капитал
19 июля, 2003 - 00:00

Могильщики и садовники — наидревнейшие дворяне.

«Адамово ремесло». Вильям Шекспир

Созданный Ильфом и Петровым в «Двенадцати стульях» образ гробовых дел мастера Безенчука (вспомним его пассаж о покойниках: «Туды его в качель») стал своеобразным символом той эпохи в отношении к смерти. И в годы независимости Украины мало кто из наших сограждан, во всяком случае из тех, кого часто относят к категории рядовых, при погребении своих близких не ощутил на себе казенное отношение чиновников коммунального похоронного сервиса, низкое качество кладбищенских служб. Пьяные могильщики, которые в ожидании следующего «клиента» подгоняют траурную церемонию предыдущего, пока остаются довольно распространенным явлением в разных уголках нашей страны. Взятки в условных единицах «черного нала», которые платятся за право погребения на престижном кладбище или хотя бы в черте города, уже никого не просто не возмущают, но и не удивляют. На закрытых кладбищах (тех, которые не относятся к категории исторических или мемориальных) могилы людей, у кого не осталось живых родственников, как правило, заброшены или, хуже того, засыпаны мусором и другим хламом, хотя деньги на уход за ними должны выделяться (и часто выделяются) из местных бюджетов. В разные годы автор сам столкнулся с откровенной халтурой при установлении надгробий или памятников на могилы родных в то время, когда за это были заплачены обусловленные, и довольно значительные, суммы. Впрочем, положение в этой сфере заслуживает более детального рассмотрения.

Собственно заботу об умерших, места их последнего упокоения забрали у церкви и передали коммунальным службам еще в 1919 году специальным декретом Совнаркома. И самое удивительное, что этот декрет, регулировавший отношения между гражданами и соответствующими общественными институциями в случаях погребения и других моментах проводов в последний путь почивших людей, действовал в Украине буквально до начала июля нынешнего года. Правда, лет 7—8 назад в нашей стране начал активно развиваться частный похоронный бизнес, который занимал все более заметное место в сфере ритуальных услуг, создавая реальную конкуренцию специальным коммунальным комбинатам. В первую очередь — за счет более высокого качества и большего разнообразия услуг. И так произошло, что именно во время проведения в Житомире неделю назад II съезда Всеукраинской ассоциации работников похоронных организаций (ВАРПО), которая объединяет прежде всего представителей частного сектора, и III Всеукраинской выставки ритуального искусства, товаров и принадлежностей для погребения «Память-2003» Верховная Рада приняла во втором чтении Закон «О похоронном деле». Отныне на законодательном уровне достаточно четко обусловлены права и организационные основы похоронной деятельности, обустройство и содержание мест погребений, взаимодействия в этой сфере местных органов власти и субъектов ведения хозяйства.

В частности, устанавливается, что органы местного самоуправления могут создавать ритуальные службы, в функции которых будет входить документальное оформление погребения умерших, заключение договоров с субъектами предпринимательской деятельности по предоставлению ритуальных услуг, контроль за тем, как эти услуги предоставляются. Специально оговаривается, что кладбища и крематории являются объектами коммунальной собственности и не могут быть приватизированы.

Из выступлений, прозвучавших на съезде, в частности из уст президента ВАРПО Ирины Сапаровой, можно сделать вывод, что в принципе новый законодательный акт устраивает и что с ним они связывают большие надежды, в первую очередь в плане создания условий для равноправной конкуренции и как следствие повышения качества похоронных услуг. Разве что настораживает их тот факт, что положение о ритуальной службе только разрабатывается (оно должно быть утверждено Кабмином или одной из его структур), и что там будет записано, пока не известно. Впрочем, выпускать из своего поля зрения этот процесс ВАРПО не собирается.

Сама ассоциация, созданная 2 года назад, сейчас насчитывает уже 156 членов во всех регионах Украины и все громче заявляет о себе. Издается даже ее печатный орган — журнал «Ковчег» — преинтереснейшее, нужно сказать, и красиво оформленное издание. Правда, признается (об этом говорила «Дню» сама госпожа И. Сапарова), что в среде частников существуют проблемы — кое-кто, пытаясь обойти конкурентов и получить заказ, подкупает работников больниц, моргов, скорой помощи, другие в погоне за заработком не всегда корректны в выполнении обусловленного комплекса услуг. Поэтому разработан и принят кодекс этики членов ВАРПО, который устанавливает определенные моральные нормы профессиональной деятельности, и краеугольным положением которого является требование уважительного отношения к семьям покойных на всех этапах выполнения ритуальных действий. Нарушителей кодекса ожидает строгое наказание, включая лишение членства в ассоциации. И. Сапарова часто повторяет, что содержание деятельности таких предприятий должно заключаться в деликатности и сочувствии к людям, переживающим тяжелые моменты во время похорон родных или близких, в обеспечении достойных проводов умерших. И такой подход сложно не приветствовать.

А что касается выставки, то сначала автор с иронией отнесся к самому факту ее проведения, а потом всерьез заинтересовался экспонатами, которые представили 30 фирм и частных предпринимателей. Естественно, что наиболее полно были представлены гробы: от скромных, обтянутых обычной тканью за 240 гривен до смастеренных с незаурядным вкусом из пихты, покрытых полиуретановой пленкой, которые «тянули» на 3—4 тысячи долларов США (их производители говорили, что это самые дешевые). Очень красивые венки из искусственных цветов, выставленные некоторыми фирмами, могут стоить от 90 до 240 грн., но были и значительно дешевле и также выглядели прилично. Выставлены гранитные памятники (это творения умельцев Житомирщины) за 3—5 тысяч грн., и еще десятки видов разнообразных мелких аксессуаров, лент, покрывал, и т. п. Сами работники фирм-участников деликатно намекали, что посетителям стоит посмотреть на эти экспонаты хотя бы из интереса к тому, как они будут выглядеть во время собственных похорон. И это мнение не выглядело неуместным.

Рыночные отношения ворвались в сферу, которая занимается проводами в иной мир тех, кто закончил свой жизненный путь. Думается, что относиться к этому нужно без ханжества и с пониманием. И тем более заслуживают одобрения попытки новых структур, которые занялись таким деликатным делом, построить свою деятельность на цивилизованных основах. Тогда, возможно, там, где покоятся наши прадеды, деды и родители, и где в конце концов мы окажемся сами, будет значительно приличнее, чем это часто приходится наблюдать сейчас.

А на самой Житомирщине, по данным областного управления статистики, в 2002 году умерло 23675 человек, а за 5 месяцев 2003 года — 11093. В Житомире соответственно: 3153 и 1406 человека. В облстатуправление отчеты о предоставлении ритуальных услуг подали 7 предприятий (форма собственности не указана), суммарная стоимость этих услуг (с НДС) 874,4 тыс. грн., из них населением оплачено 602,3 тыс. грн. Другой статистики там не было.

В Житомире погребениями занимается исключительно коммунальное предприятие «Специализированный комбинат коммунального обслуживания» (данных о количестве похороненных в городском управлении жилищно-коммунального хозяйства не привели по той причине, что не все погребения проводятся на единственном открытом общегородском кладбище). В областном центре действует не менее 3 частных фирм, которые оказывают ритуальные услуги, в том числе продают товары ритуального назначения, проводят ритуал и транспортировку умерших к месту погребения.

КСТАТИ

Только пятая часть усопших жителей Днепропетровска хоронится на местных кладбищах в соответствии с правилами, установленными в Украине. Об этом заявил на пресс-конференции директор крупнейшего похоронного бюро города — АОЗТ «Эдельвейс» Александр Потапенко. По его словам, исследование рынка ритуальных услуг в Днепропетровске, где действует 35 частных фирм, показало, что в течение последнего года лишь 3 из 16 тысяч граждан были преданы земле с соблюдением всех юридических и санитарных норм. В Днепропетровске, сообщил А. Потапенко, открыты для захоронений 7 из 57 кладбищ, тем не менее, покойников активно хоронят и на закрытых, а то и на «неофициальных» кладбищах, нарушая нормы и стандарты рытья могил, что потенциально грозит вспышками различных инфекций. «Дело доходит до того, — сказал А. Потапенко, — что в погоне за прибылью частные похоронные бюро не только не дезинфицируют катафалки, но и доставляют гробы с покойниками на кладбищa на маршрутных микроавтобусах, а, случается, и на... хлебовозах». Как ни странно, но похоже на то, что с соблюдением всех стандартов хоронят прежде всего... бездомных граждан. Это около 700 человек в год. Их достойными проводами на тот свет занимаются коммунальные органы, отпуская по 140 гривен на погребение одного покойника из средств местного бюджета.

Вадим РЫЖКОВ, «День»
Валерий КОСТЮКЕВИЧ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ