Кабинет Министров поручил госкомпании «Укртранснафта» к октябрю наконец заполнить построенный год назад нефтепровод «Одесса—Броды» технологической нефтью. Причем деньги для ее закупки до конца августа должна изыскать Налоговая администрация. Дело в том, что налоговики задолжали «Укртранснафте» 147,5 млн. гривен по возмещению НДС. Эта сумма и пойдет за принятие танкеров, которые в ближайшее время прибудут в Одессу. Будет ли ее достаточно, неясно, поскольку общая стоимость закупаемого сырья не разглашается, известны лишь объемы первой закупки — 30 тысяч тонн. Их своим судном в начале августа поставит компания «Тенгиз Шеврон», контролирующая месторождение в Каспийском море. Технологическая нефть необходима для начала работы нефтепровода, поскольку он должен быть всегда наполнен.
Для того, чтобы удешевить заполнение нефтепровода, Министерству транспорта правительство предложило в пятидневный срок рассмотреть возможность снижения на 70% всех видов портовых сборов для судов, которые заходят для выгрузки сырой нефти в Одесском морском терминале «Южный». Он также был построен лишь в прошлом году как единая составляющая проекта «Одесса—Броды». Впрочем, льготными тарифами на услуги терминала сможет воспользоваться не только «Укртранснафта». Скидка будет предложена и владельцам нефтеперерабатывающих заводов и прежде всего, очевидно, компании «Лукойл», контролирующей Одесский НПЗ.
Для повышения инвестиционной привлекательности нефтетранспортной системы для иностранных инвесторов «Укртранснафта» уже выступила с предложением к Кабинету Министров инициировать смягчение налогового режима. В частности, предложено исключить статьи, касающиеся транзитной ренты, из проекта Налогового кодекса. Кроме того, компания надеется на принятие изменений в Закон «О налогообожении прибыли предприятий», чтобы добиться права относить в бухгалтерской отчетности суммы, затрачиваемые на ремонт и модернизацию, на валовые затраты. Это позволило бы существенно уменьшить отчисление по этому налогу. Также «Укртранснафта» предложила правительству уже в сентябре рассмотреть проект постановления о повышении тарифов на транспортировку нефти, предназначенной для отечественных нефтеперерабатывающих заводов.
Необходимость повышения рентабельности «Укртранснафта» объясняет большими затратами на дальнейшую реализацию проекта «Евро-Азиатский нефтетранспортный коридор». В частности, на ближайшие полтора года уже запланирован солидный объем строительных работ. В районе Карпат начнется строительство обходной нитки трубопровода на участке Броды— Ужгород. Этот участок считается небезопасным из-за частых затоплений и горных обвалов. Кроме улучшения надежности это позволить и увеличить пропускную возможность магистрального нефтепровода «Дружба» для экспорта нефти на западные заводы. Ожидается, что потребителями каспийской нефти станут Чехия, Польша, Австрия, Словакия и Германия. Ближайшей целью председатель правления «Укртранснафти» Александр Тодийчук объявил проведение переговоров и заключение контрактов с владельцами польских НПЗ в Гданске и Плоцке. Безусловно, здесь все будет зависеть от цены, которую предложат украинцы полякам.
Впрочем, в правительстве все еще надеются, что непосредственной торговлей каспийской нефтью на границе Украины будет заниматься международный консорциум, о котором говорят уже несколько лет, но создание которого было успешно провалено «патриотами» прежнего правительства. В ближайшее время планируется проведение в Киеве новой официальной презентации Евро- Азиатского нефтетранспортного коридора, куда будут приглашены представители всех компаний, которые потенциально могли бы быть заинтересованы в участии в проекте. К августу «Укртранснафта» предполагает создать временную рабочую группу, в которую вошли бы иностранные консультанты для разработки механизма создания консорциума. Ожидается, что в качестве главного кредитора проекта выступит Европейский банк реконструкции и развития. Но сам Евробанк о таком желании официально пока не заявил.
Тем временем «Укртранснафта» уже предложила правительству, чтобы нефтепровод «Одесса—Броды» был передан в управление консорциуму на условии аренды. Уже осенью правительство передаст на рассмотрение Верховной Рады проект изменений в Закон «О концессии». Изменения будут предполагать включение в перечень объектов, которые могут сдаваться в концессию, нефтепроводов и морских нефтяных терминалов. В украинском парламенте отношение к этой идее очень неоднозначное. И иностранные инвесторы об этом прекрасно знают. Безусловно, этот документ станет предметом очень напряженной политической дискуссии, а возможно, и кадрового торга. Но, похоже, лишь после принятия или непринятия изменений в Закон «О концессии» будущее нефтепровода «Одесса—Броды» окончательно прояснится. А пока «Укртранснафтi» остается не оставлять попыток наполнить трубу.